Эссе учителя

Быть идеальным не просто

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Профессия учитель во все времена считалась важной и значимой.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь», говорил В.О.Ключевский.
В наше время социо - культурная среда, в которой живет человек, сложна и многообразна. Информационные потоки обрушиваются на человека со всех сторон.
Образ учителя освещается в СМИ не с лучшей стороны и далек от идеала. Телевидение, радио, газеты и журналы подчинены одной цели - развлекать слушателя и зрителя. Но беспрерывно развлекаться, значит отвлекаться от важных актуальных проблем окружающей жизни. Надо признать, что на сегодняшний день школа является для ребенка главным источником духовной, нравственной и эстетической культуры. В связи с этим требования к профессии учитель очень высокие. Знание – это сила. Но силой его дать нельзя.
Я работаю учителем музыки в школе. Отношение к предмету среди коллег неоднозначное. Многие считают, что это самый бесполезный предмет, который изучают в школе. Но музыка – не предмет, который изучают, а вид искусства, освоение элементов которого должно приносить ребенку эстетическую радость познания.
Что такое музыка? Это энергетическое поле личности. Понимать музыку – значит понимать другого человека, находясь в его энергетическом поле.
Если помочь ребенку прикоснуться к великой силе музыки, то он станет добрее, лучше, духовно богаче.
Четыре года назад директор нашей школы обратилась ко мне с просьбой создать школьный хор. Я была в замешательстве, так как специальное музыкальное образование у меня другого профиля.
Но доводы, которые она привела, были убедительными настолько, что я согласилась.
Я провела диагностику всех учеников нашей школы! Выбрала детей, которые могли бы петь в хоре ( имели определенные способности). Но когда ребятам задавала вопрос: « Хотел бы ты петь в хоре?», - ответ был отрицательным почти в каждом случае.
Не секрет, что даже в музыкальной школе, где хор является обязательной дисциплиной, посещают его далеко не все .
С чего начать? Как поднять интерес к хоровому пению?
Я начала с себя. Сколько книг я прочла! Я посещала занятия в ДМШ ( их в нашем городе три), беседовала с дирижерами хоровых коллективов, ездила на курсы повышения квалификации в г. Волгоград.
Я училась! Училась познавать тайны звука и голоса.
На первом занятии я сказала, что хор будут посещать только те, кому это интересно, а затем зазвучала музыка Рахманинова. Я рассказала ребятам, как однажды на уроке в 4 –м классе мы знакомились с музыкой Рахманинова, я объяснила ученикам, что это произведение он написал вдалеке от Родины и поведал в нем о своих чувствах. Звучала музыка, дети внимательно слушали, а потом одна девочка сказала: « Ирина Анатольевна, а Рахманинов никогда не вернется в Россию». Я была удивлена точностью ответа и спросила, почему она так думает. « Мне сказала музыка, - ответила она, - такие чувства испытывает только человек, который знает, что никогда не увидит самое дорогое и родное. Я это точно знаю, ведь я тоже никогда не увижу свою маму, потому, что она умерла».
Я смотрела на ребят и поняла, что никто не уйдет, потому, что не было ни одного, кто бы не сопереживал, не сочувствовал этой маленькой девочке.
Особенность музыки в том, что за короткий промежуток времени, пока она звучит она может сказать человеку о самом важном и сокровенном.
У нас была возможность прикоснуться к миру музыки и научиться говорить с ней на одном языке, рассказать слушателю о том, что его волнует. Как это сделать? Мы вместе искали ответ на этот вопрос. Мы учились, открывали тайны музыки, познавали себя.
Постепенно, делая общее дело, мы стали коллективом, в котором не было равнодушных, где каждый чувствовал ответственность за себя и за другого.
Вскоре отношение к занятиям в хоре среди учеников и учителей изменилось. Петь в школьном хоре стало престижно. К нам в коллектив стали приходить ребята, о которых принято говорить ребенок «девиантного» поведения. Но вот что интересно: те, с кем на уроках учителя не могли найти взаимопонимания, в школьном хоре становились совершенно другими – открытыми, честными, ответственными. Правда, выходя из хорового кабинета, они вновь надевали на себя маску отчуждения, грубости и равнодушия. В хоре занимается 4 таких девчонки. Когда я спросила у одной из них, почему она ведет себя так вызывающе и агрессивно, ведь когда она поет в хоре, я вижу другого человека, « Здесь мне доверяют, а там я чужая», - услышала ответ: Дети как никто другой чувствуют фальшь! Доверие, вера в ребенка – вот что важно!
Сегодня наш хоровой коллектив известен не только в школе, но и в городе. Выступление хора с нетерпением ждут не только ученики и учителя нашей школы, но и родители!
Идеального учителя я вижу для себя как музыку. В ней свои законы.
Настроить себя на нужный лад, выбрать правильный тон ( тональность); быть гармоничным в своих мыслях и поступках; стремиться познать тайну полифонии ( многоголосье, диалог) внимательно слушать другого человека, когда тот говорит, и говорить так, чтобы тебя слышали другие.
Тембр помогает понять: каждый музыкальный инструмент( ребенок) неповторим и своеобразен; ритм – найти свое место в пространстве, организовать свои действия. А как важны оттенки и нюансы во взаимоотношениях между учителем и учеником! Мелодия помогает открыть в ребятах самое ценное и помочь им зазвучать в унисон.
Педагог - «ведущий за руку», а значит, именно он должен помочь ребенку найти ту дорогу, по которой тот пойдет .
Пусть в его душе зажжется маленький огонек – желание познавать и разгорится в яркий огонь, осветит дорогу, по которой он пойдет по жизни.
Такое под силу лишь идеальному учителю.
Мне пока далеко от идеала. Но я стремлюсь, я хочу, а это уже немало. Легко говорить расхожую фразу: « Идеал недостижим». Я понимаю ее как отказ от самообразования и совершенствования. Но самое страшное – это равнодушие не к себе, а к детям, это предательство по отношению к профессии. Учитель по определению должен быть идеальным, иначе в его существовании нет смысла.