Эссе учителя
Будущее образование моими глазами
- Подробности
- Автор: Капустина Наталья Викторовна
Педагогическая деятельность самая вечная и непроходящая сфера человеческой деятельности, она выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Выдающийся педагог современности Ш.А. Амонашвили назвал «основой трагедии воспитания» то, что учитель живет в современности, а строит будущее. Каким же должно быть будущее образование?
Ныне образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. Человек не бывает от природы тем, чем он должен быть, он нуждается в образовании. Буквально слово «образование» означает формирование, но формирование не любое, а связанное с усвоением ценностей науки и практики. Часто образование понимают узко, вне культуры и нравственности, как всего лишь овладение систематизированными знаниями, навыками и умениями. В этом случае с культурой и практикой связывают воспитание. Воспитание есть культурное и нравственное образование. В современной дисциплинарной организации образования большее внимание связано с усвоением универсального знания, очищенного от эстетического и нравственного. И теперь мы понимаем, что настала необходимость в культурологическом образовании. Личность должна формироваться не как субъект исключительно науки, а как субъект культуры.
Сегодня естественно-научному образованию противостоит гуманитарное, гуманитарному – естественно-научное. Сюда следует добавить, что образование понимается вне воспитания. Поэтому не удивительно, что постоянно звучат обращения к гуманитаризации образования. Призыв Эйнштейна сделать главной задачей образования стремление к нравственности так и остаётся призывом. И это, на мой взгляд, нам предстоит решить в будущем. Ибо истинное образование (научное + нравственное) не станет прятаться от будущего, оно стремится его обеспечить. Задача образования состоит не в том, чтобы получить эрудированного человека, он еще должен быть культурным, нравственным и деятельным.
Говоря о будущем образования нельзя умалчивать о приоритете интеграции знаний. Знание как философская категория едино, но с течением времени, в попытках познать внутренние процессы целостной системы мира, человек расчленил систему на некоторые ее составляющие. И в результате сегодня мы со всей очевидностью констатируем, каждый отдельный предмет для учащихся (в школе их более 22) живет как отдельное княжество по своим законам, невзаимодействующее со своими соседями. Зачастую даже внутри учебного предмета, темы укладываются в голове у учащихся как набор самостоятельных, не связанных друг с другом фактов. И переходит ученик из одного кабинета в другой, не замечая, что в каждом из них он получает крупицы знания об одном и том же, едином, целом – об окружающем его мире. Как следствие этого, мы, учителя – практики, наблюдаем у учащихся низкий уровень сформированности навыков общения, сопоставления, сравнения, нахождения общих черт между различными явлениями, понятиями.
М.Н. Берулова справедливо замечает, что «предметная структура учебного плана таит в себе опасности того, что целое будет заслонено его отдельными частями, что из-за деревьев не станет видно леса». Отсюда следует, что необходимо пересмотреть свои взгляды на процесс образования и выстроить теории с учетом проблемы интеграции.
Каким же видится человек как конечный результат педагогической интеграции? Это интегративно-целостный человек, способный:
- соединить опыт прошлого с настоящим;
- выявить причинную связь наблюдаемых им явлений;
- к активности во всех видах деятельности;
- к сотрудничеству;
- охватить в своём сознании все стороны человеческого существования.
Это человек многомерный – способный к решению проблем; человек продуктивный-способный применять свои силы, реализуя заложенные в нём возможности.
Таким образом, мы подошли к другой проблеме, которую призвана решить педагогика – это формирование компетентностей у учащихся.
Современное общество нуждается в людях, которые готовы работать когда нужно, проявляют высокую адаптивность, готовы к новым задачам и нововведениям. Отсюда следует: необходимо вооружать молодых людей практическими навыками
(умение планировать, способность учиться по собственному почину, уверенность в себе, самоконтроль, самостоятельность мышления, оригинальность и т.д.). А это возможно при условии:
во-первых, пересмотре взглядов на возможности каждого ребёнка, ибо все ученики могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре знаний;
во-вторых, переформулировки целей образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;
в-третьих, изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов.
Следовательно, необходимо изменение идеологии системы образования, которая должна быть нацелена на формирование компетентностей личности, то есть необходимость реализации субъективного подхода в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь.
Таким образом, будущее образование должно быть направлено на формирование многомерной личности, сочетающей в себе научное и нравственное, реализующей заложенные в ней возможности, обладающей набором компетентностей, позволяющей ей чувствовать себя уверенной в обществе, координирующей свои действия, умеющей находить решения в разных сложных ситуациях.