Эссе учителя

«Ода двоечнику»

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Мне казалось, что я пришла в школу во всеоружии. Педагогика, психология, физиология, проштудированные труды известных ученых, методика, множество спец.предметов и, удостоверяющий, что все выучено на отлично, «красный» диплом. Как терминатор, вооруженный до зубов, пришел сразиться со злом, так и я в доспехах, на которых было начертано «высшее педагогическое образование», пришла срывать оковы тупости и заодно «сеять умное, доброе, вечное».
Если бы не ты, я, наверное, до сих пор была уверена в своей гениальности. Если бы не ты, я так и не узнала бы, что мое грозное оружие для тебя как ржавые доспехи Дон Кихота для мельниц.
Ты сразу показал, кто в доме хозяин: не слушал мои умные речи, не выполнял домашние задания, безобразно вел себя на уроках, изводил меня своими выходками. Я научилась говорить громче, еще громче, почти кричать. Я писала гневные послания твоим родителям, грозила тебе администрацией, детской комнатой милиции и бог знает, чем еще. Наверное, ты считал меня злой, ненормальной, мстительной, глупой Бабой Ягой (нет, не Ягой, конечно же – в твоем возрасте выражаются крепче). Ты не мог и подумать, что бешеная фурия до встречи с тобой была добрым безобидным существом, уверенным в том, что любит всех детей вместе взятых. Откуда тебе было знать, что я во всем виню все-таки себя, что от бессилия хочется плакать, что я каждый вечер перелистываю свои тетради с конспектами по педагогике, но так и не нахожу ответа на один единственный вопрос – что делать?
Так хочется порою на все махнуть рукой,
Не мчаться на работу и не спешить домой,
Надев рюкзак на плечи, в дорогу уходить,
В какой-то звездный вечер вдруг обо всем забыть.
Любимую работу послать ко всем чертям.
Оставить все заботы, не грустить по пустякам,
Играть с судьбою в прятки, не думать о делах
И разбивать палатки у черта на рогах.
И вот тогда, когда от меня почти нечего не осталось, вдруг открылось как-будто второе дыхание. Я все равно стану хорошим учителем.
Если гора не идет к Магомету… Ладно, приду я к тебе. Я слушала твою музыку, смотрела твои мультики, читала твои книги, научилась говорить на твоем языке. Я приходила на уроки с гитарой, рассказывала смешные истории. У меня было преимущество, дорогой мой, я знала теорию Выгодского о зоне ближайшего развития, а ты нет. Поэтому ты не заметил, как мы вместе сделали первый шаг вперед. Любая разумная педагогика должна идти от потребностей ребенка. Желание – есть жизнь, нет желаний – нет жизни. Если кто-то гасит этот дар, он лишает ребенка жизненных сил. Мне пришлось развивать в себе способность поддерживать твой интерес. Мы начали продвижение к высокому искусству с глупых комиксов. Так возник первый постулат моей педагогической деятельности : желание неотделимо от воли и цели.
Я хотела видеть твое развитие гармоничным. Значит, твоя деятельность и окружение должны быть в состоянии гармонии. Существует всего два мира, где царит гармония. Это природа и искусство. Занятие искусством излечивает даже тогда, когда не помогает лекарство. Я старалась строить обучение на естественном процессе творчества. Мы вместе проходили весь путь от идеи - твоей идеи – до создания твоего произведения. Пока мы вместе творили, как-то находили общий язык. Тебе стало интересно со мной? Кто бы мог подумать, но мне с тобой тоже. Теперь у меня был и второй постулат: обучение – это путь творца.
В институте, и не только, часто повторяли, что нужно любить детей, любовь к детям – главное. Не могу согласиться. Любовь все-таки очень серьезное чувство, на которое не все способны. По-моему, не любить надо – принимать. Принимать мир, окружение, детей такими, какие они есть. Я научилась радоваться вместе с тобой твоим успехам. Сначала приходилось себя заставлять. Теперь получается само.
Я вдруг поняла, что тебе тоже хочется быть успешным. Но как ставить тебе хорошие отметки, когда было не за что. Мне так казалось. Одно из вредных в школе явлений – это, на мой взгляд, балльная система оценки знаний. Ставить «отлично» ребенку, который хорошо пишет и «неуд» другому, который едва держит в руке карандаш, - это значит ставить оценку нервной системе детей. Ставить «отлично» тому, кто хорошо рисует, и «неудовлетворительно» тому, у кого вообще нет способности к рисованию, - бессмыслица. Оценивать память тоже несправедливо. Что же собственно оценивается в школе? Трудолюбие? Это сомнительный критерий, так как те дети, которые добиваются результата, прикладывая меньше усилий, заслуживали бы только упреков. Я поняла, что задача школы – продлить детство на столько, насколько это возможно. Мы играли столько, сколько ты хотел. Сначала в простые игры, затем ставили целые спектакли. А помнишь, я впервые принесла на урок гитару? Не знаю, почему я раньше не пела тебе свои песни…
Оказалось, что научиться играть на гитаре хочешь не только ты. Как-то сам собой организовался целый ансамбль. И как-то само собой получилось, что наш гимназический ансамбль «Юность» стал смыслом моей жизни.
Девятнадцатый год каждый день прихожу я в школу. Много было неудач, но удач – еще больше. Благодарности, грамоты, дипломы, премии и самая главная награда – осознание того, что я все-таки учитель.
Спасибо тебе, мой дорогой «двоечник».
P.S. Работа в школе и опасна, и трудна,
Хоть, на первый взгляд, не пыльная она.
Вновь стоим мы у доски, за часом час
Что-то объясняя.
В первый раз, в десятый раз и в сотый раз…
Гимназисты, мы стараемся для вас,
Отдыха не зная.
И осваивая деятельностный подход,
Мы проекты выполняем круглый год.
А исследовательский метод тут как тут –
Новый тип задачи.
Будем в свете новых веяний опять
Личность деятельную мы формировать.
Нам нельзя иначе.
Часто слышим мы упреки от родных,
Что работаем почти без выходных,
Что тетради нескончаемы, с семьей
Встречи ненадолго.
Только снова поднимаемся с зарей,
И в гимназию приводит нас с тобой
Наше чувство долга.