Влияние применения ИКТ в обучении

Рейтинг
ПлохоОтлично 

В связи с модернизацией системы образования, быстрым развитием информационных технологий и их проникновением во все социальные сферы деятельности, меняются цели, задачи образования, меняются и требования, предъявляемые к выпускникам начального, среднего, высшего профессионального и общего образования
В соответствии с Правительственной стратегией образования обновленное содержание образования основывается на ключевых компетенциях.
Информационные технологии интегрируют в себе мощные образовательные ресурсы, что обеспечивает среду формирования ключевых компетенций, в состав которых входят информационно-технологические компетенции.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальнойситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников. В наш век – век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Школа - часть общества, и в ней, как в капельке воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и моральных ценностей, психологических установок. Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний.
Современный этап информатизации школ предполагает использование аппаратных и программных средств ИКТ  уже на начальной ступени обучения в рамках различных учебных дисциплин.
Решение проблемы формирования информационно-технологических компетенций школьников не может быть в полной мере достигнуто без учета их возрастных психологических особенностей.
В начальной школе происходит развитие интеллектуальной, волевой и мотивационной сфер личности. Основными новообразованиями личности учащегося в этот период являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности.
Мышление младшего школьника отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Основным видом мышления в младшем школьном возрасте является наглядно-образное мышление
В работах Пиаже Ж. говорится, что мышление ребенка младшего школьного возраста характеризуется «центрацией», т.е. восприятием мира, вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позицией. В этом возрасте формируются конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время любознательностью, остротой и свежестью и тесно связано с действиями. В первую очередь воспринимается то, что вызывает у детей эмоциональную реакцию.
Для ребенка младшего школьного возраста при определенной организации воспитательно-образовательного процесса одним из условий развития является его переход от обучения к самообразованию.
Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование,  учебная деятельность .
Психологи (Выготский Л.С,  Рубенштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.) большое внимание уделяли разработке детских игр, формирующих эмоционально-волевую, социальную компоненты развития детей, т.е. делали упор на развитие детей в игровой деятельности.
Учет основных возрастных психологических особенностей младших школьников при применении ИКТ в обучении
Возрастные особенности младших школьников    Учет возрастных психологических особенностей
Психические процессы:
Восприятие: преобладает зрительное восприятие; связано с действиями    наглядное представление информации; зрительное восприятие реалий детской культуры (сказочные герои, литературные персонажи, животные, герои мультфильмов и др.); игровые ситуации
Внимание: доминирующую роль играет непроизвольное внимание    смена персонажей; разнообразные повороты сюжета; повторение сюжетных элементов в новых ситуациях; периодическая смена деятельности (работа в тетради, работа на компьютере, физминутки, игровые упражнения, просмотр видеофрагментов, мультимедийных презентаций, работа в группах, творческие работы и др.)
Память: увеличивается объем; формируется способность к сознательному запоминанию; доминирует непроизвольное запоминание    отсутствие упражнений на заучивание и механическое запоминание; использование эмоционально привлекательных зрительных образов; закрепление изученного материала на практике
Воображение: преобладает репродуктивное воспроизведение    задания с необычными существами, явлениями или действиями; создание вымышленных объектов или существ
Мышление: преобладает наглядно-образное мышление    подача нового материала с помощью иллюстраций и схем; процесс обучения организовывать как процесс решения постоянно усложняющихся логических задач; самостоятельное выявление правил и закономерностей
Ведущие виды деятельности:
игра    использование игр, разнообразных по цели и способу выполнения
рисование    создание графических объектов при выполнении различных заданий (продолжение ряда, недостающий элемент, изображение по фрагменту текста и т.п.)
конструирование работа с разделом «Конструирование» в программном продукте «Мир информатики»; конструирование предметов на интерактивной доске
Общение наших детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Всё чаще мы говорим о негативном влиянии компьютера на ребёнка (состояние здоровья, компьютерная зависимость и т.п.). И наша задача – изменить взгляд ребёнка на медиа-технику как на новую игрушку, переориентировать его. (Точно также, как для профилактики алкоголизма и т.д. мы пропагандируем ЗОЖ.)  Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, мы в свою очередь должны использовать для приобщения учащихся к информационной культуре. При этом крайне важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Остановимся подробнее на позитивных сторонах применения компьютера в начальной школе.
Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте и т.д. Трудность в том, что дети становятся все более и более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими.
Учитывая, что в настоящее время возрастные нормы несколько сдвинулись, и потребность в учении к приходу детей в школу не сформирована,  основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: правильно решишь примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь сказочного героя ближе к цели. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем ставится ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большинство учащихся достаточно активно работают на уроке. Всем известны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо, наоборот, низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.
Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности.
Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным и необходимым.
Опыт работы педагогов  в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в развитии эмоционально-волевой сферы, и, следовательно, повышении уровня познавательного интереса учащихся.
Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.
Обучающий эффект уроков с медиаподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета эмоциональное состояние и на познавательную деятельность учащихся.
Анализируя такие уроки, мы отмечаем: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся.
Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.
Младший школьный возраст – период впитывания накопленных знаний об окружающем мире, многим в этом возрасте свойственна любознательность и эмоциональная отзывчивость.
Ни для кого не секрет, что дети быстрее и легче взрослых осваивают работу на компьютере, совмещая деятельность с игрой. Поэтому введение работы на компьютере в начальной школе целесообразно, естественно при соблюдении необходимых здоровьесберегающих мер и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами (не более 15 минут).
Для этой возрастной группы характерна быстрая утомляемость обучающихся при выполнении одного вида деятельности, поэтому в процессе урока осуществлялась периодическая смена деятельности школьников: помимо изучения нового материала, работы в тетрадях, физминуток, игр на закрепление материала добавили выполнение практических работ и контролирующих упражнений на компьютере, работу с тренажерами, на карточках, с интерактивной доской  и др.
В результате такой работы младшие школьники учатся понимать роль компьютера и информационных технологий для себя и в целом для общества, что формирует у обучающихся потребность нового типа социального осознания учебы и мира.
Компьютерные средства обучения, предназначенные для начальной школы, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности. Их использование в процессе обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, их внедрение в специальное позволяет индивидуализировать образовательный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом.
У учащихся не сформированы учебные интересы, слабая учебная мотивация, снижено внимание, память.различные отклонения в формировании личности, определенные психические наслоения. В нашей работе возникает необходимость постоянно искать новые методы, приёмы и средства, чтобы сформировать заинтересованное отношение учащихся к процессу овладения знаниями, развивать познавательный интерес. В  работе можно использовать разнообразные компьютерные игры и фильмы для коррекции нарушений письма у детей. Их использование в процессе обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Использование электронных обучающих программ из серии « Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия, « Уроки тетушки Совы», «Учимся с Гарфилдом», «Домашний логопед», «Мой веселый букварик» и другие помогает в работе, так как сказочный сюжет, одним из героев которого становится ребенок; красивая графика; анимационные эффекты; звуковое сопровождение, выполненное профессиональными актерами; возможность ненавязчивого повтора; поощрение; оказывают положительное воздействие на младшего школьника. Применение ИКТ является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Дети с большим желанием работают с компьютером. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика. Ребёнок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью. Таким образом, хочется отметить большую роль компьютерных технологий в работе за счет более высокого уровня качества наглядности, игровых технологий, индивидуализации процесса обучения и возможности осуществлять учебную деятельность по-новому.
Постоянное присутствие в классе компьютера, на котором по мере необходимости работают все учащиеся, приведет к встраиванию этого редкого для младших школьников средства обучения в разряд обычных.
Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.