Эссе учителя
Путь в профессию
- Подробности
- Автор: Грачева Наталья Андреевна
Пусть будет меньше праздников, чем будней,
Но тот, кто стал учителем, поймет:
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!
Нести Ему дар мудрости, познанья
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья,
Почётнее и радостнее нет.
Почему я работаю учителем? Каждый из нас по-разному отвечает на этот вопрос. Кто-то со школьных лет любит преподаваемый предмет, кто-то связал свою жизнь со школой, продолжая семейную традицию, кто-то всегда хотел быть похожим на своего учителя. Человек не может выбрать себе наружность: с какой родился, с той и живёт. Но зато человек может выбрать одну очень важную вещь – профессию. Я точно знаю, что человек может быть таким, каким он хочет.
По – разному приходят в школу учителя и по-разному складываются их судьбы. У каждого из нас есть свой учитель – учитель, оставивший свой след в душе. Сколько бы лет ни прошло после окончания школы, о нём всегда вспоминаешь с чувством глубокой благодарности, теплотой и нежностью.
Школьные годы остались далеко позади, но в памяти сохранились все те педагоги, которые ежедневно входили в класс, чтобы поделиться с нами своими знаниями. Все они были такие разные: строгие и требовательные, внимательные и заботливые, знающие и терпеливые. Ещё, учась в школе, мне встретились учителя, которым хотелось подражать и продолжать их дело. Перед этим учителями хочется низко склонить голову.
Людмила Васильевна Горовая. Мой классный руководитель. Сколько сил она отдала нам. Сколько творчества, душевности в этой женщине, она к каждому из нас находила свой ключик. Всё вместе, всё сообща – таков её девиз. Учёба, праздники, походы, сборы, душевные беседы после уроков, поездки в Брест, Киев. Никогда нам не навязывалось что-то, а как-то незаметно преподносилось так, что нам казалось: «Это придумали и сделали мы». А мы от собственной значимости ходили с очень важным и довольным видом. И только много лет спустя, после окончания школы, к нам пришло понимание мудрости этого учителя.
Учитель с твердым характером и удивительно тонкой и ранимой душой. Она любила всё живое, что её окружало. Любимое хобби – цветы. Кабинет биологии утопал в цветах. С ранней весны и до поздней осени она возилась на пришкольном участке. Возле школы были прекрасные клумбы. Эту любовь она прививала и нам. Надо отметить: ей это удалось. Я восторгалась ее преподаванием биологии, поэтому решила стать учителем биологии и географии.
Лидия Степановна Фурса. Человек удивительной простоты и доброты. Эти черты её характера поражали и подкупали. Стыдно было не выучить урок, не запомнить теорему. Стыдно было и тогда, когда хотели на уроке пошалить или попроказничать. Эта женщина, с удивительно добрыми глазами умела находить такие слова, от которых приходили в чувство самые непоседливые и разговорчивые. У нас был класс углубленного изучения математики. По шесть часов в неделю мы занимались с Лидией Степановной, но она находила время на дополнительные занятия. Только сейчас понимаю, как учитель переживал за наши знания.
Уже будучи учителем, я по-прежнему общаюсь с моей первой учительницей - Ниной Трофимовной Бондаревой. Нина Трофимовна встречала нас своей щедрой улыбкой и добрыми глазами, сейчас при встрече выслушает и даст добрые советы. Все, что во мне есть хорошее и светлое, то это от моих учителей. Глядя на этих женщин, впитывая от них всё самое лучшее, я с каждым днём всё больше и больше убеждалась в том, что буду работать в школе.
И вот 13 лет я переступаю порог школы, в качестве учителя. Это мой второй дом, в котором есть всё: и радость побед, и слёзы огорчений.
Я хорошо помню свой первый рабочий день. Это было 1 сентября 1997 года, я встречаю пятиклассников, вокруг улыбки, пытливые глаза учеников, море цветов. Но больше я вспоминаю свой первый урок на 4 курсе университета в школе №9 г. Брянска. Я так боялась, что дрожал голос, и я сама себя не слышала, а дети «расплывались» перед глазами. Но потом к концу практики все наладилось, и я твердо решила работать в школе.
Конечно, сейчас я понимаю, за мной наблюдали, присматривались, а я старалась делать так, чтобы не подводить тех, кем гордилась, кого любила и уважала.
Иногда мои одноклассники, друзья спрашивают: «Сколько времени длится твой рабочий день?». А я не знаю, что ответить. Ведь я работаю всегда. На уроке, во время чаепития, когда еду в автобусе или когда работаю на огороде. Я работаю даже во сне. Мне снятся мои ученики, уроки. Во сне приходят мысли, которые потом воплощаю в реальности.
Прошло 13 лет, но я до сих пор с волнением прихожу в свою школу. Я очень жду своих ребят с их вопросами, просьбами. Я благодарю их за доверие, за искренность и в свою очередь стараюсь сделать так, чтобы им было интересно и увлекательно. Дети удивительны и непредсказуемы. Порой они нас огорчают, порой радуют. Подчас они задают вопросы, на которые трудно ответить. Иногда перечёркивают, как тебе казалось, замечательно подготовленный урок. Чтобы стать авторитетом для современного школьника, надо много знать и уметь, а это требует от учителя немалых сил и времени. Но мы счастливы, когда видим их успехи, пускай даже и очень маленькие. Дети заставляют нас жить сегодняшним днём, хотя настоящий учитель должен смотреть далеко вперёд. Иногда ребенку не хватает внимания родителей, он чувствует себя незащищенным, ему хочется, чтобы на него обратили внимание, и не всегда знает, как это сделать. Начинаются проблемы с дисциплиной, появляется, как мы говорим, «подросток с дивиантным поведением». Родители часто разводят руками: «Мы ничего не можем сделать!». А вот учитель должен. Главное, чтобы ученик тебе верил. Дети очень тонко чувствуют фальшь. С ними не надо заигрывать, а необходимо вести разговор на равных, прислушаться к мнению ребят, постараться их понять. Они тоже имеют право на свое мнение, пусть не всегда верное. Но в том-то и заключается наша педагогическая мудрость: сделать свою работу так ювелирно, чтобы ребенок подумал, что он сам пришел к верному решению.
Что же для меня главное? Это любовь к своему делу и вера в его необходимость. Это понимание того, что всё, что я делаю сегодня, станет их жизнью завтра. Это терпение к их и своим неудачам. Я убеждена в том, что в жизни ученики обретут необходимые им знания, умения и навыки. Главное – научить их учиться, как можно дольше сохранить желание учиться, развить способность и понимание необходимости самообразования, заложить основы для становления личность.
Уроки, беседы с родителями, экскурсии и походы, КТД (коллективные творческие дела) – это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него. Я занимаюсь с детьми дополнительно по изучению родного края, мы пишем с ними свои родословные, участвуем в конкурсах. Победы моих учеников - это самые счастливые моменты. Астапенко Анна, Сахарова Люда, Радченко Надежда, Груздова Юлия призеры Всероссийских краеведческих чтений в г. Москве. Сафонов Дима, Молчанов Артем, Носовец Маша призеры областной олимпиады по географии. Когда видишь их радость, то у самой на душе становится легко, и лишний раз убеждаюсь, что я не зря работаю в школе.
Работники школы доверили мне быть профсоюзным лидером, и я стараюсь оправдать их доверие: отстаиваю интересы педагогов в суде, помогаю советом, вместе поем, соревнуемся, отдыхаем, незабываем о ветеранах педагогического труда, аттестации учителей, конкурсах профессионального мастерства. Я участвовала в профессиональном конкурсе «Учитель года», получила Грант Президента, премию сенатора Василишина, являюсь победителем конкурса «Профсоюзный лидер - 2010».
Я не знаю, как сложится моя дальнейшая судьба, но надеюсь, что удастся сохранить тепло отношений и уверенность в завтрашнем дне у всех, кто находится рядом, ведь я – профсоюзный лидер и учитель!