Эссе учителя

"География за собою позвала"

Рейтинг
ПлохоОтлично 

«Жизнь хороша еще и потому, что можно путешествовать»
Н.М. Пржевальский

По комсомольской путевке, после окончания Омского педагогического института в 1956 году приехала в Ивановскую среднюю школу Калачинского района моя мама, Шишигина Нина Васильевна и проработала в ней 45 лет.
Учитель географии, заместитель директора по производственной работе, организатор внеклассной и внешкольной работе, завуч по учебной работе и директор школы, проработала 41 год - я думаю это дано не каждому.
Первый учебный год трудилась мама в низенькой деревянной школе, которая вытянулась в одну линию и вцепилась в землю окнами, дверьми, покрытая железом с печным отоплением, но мама этого не замечала, была любимая работа и дети, жаждущие получить хорошие знания.
Помогали учителя и ученики строить новое здание, но тоже деревянное, одноэтажное, со спортивным залом и водяным отоплением. И только через 20 лет построили из бетона и кирпича новую школу. Так и проработала мама в трех разных школах, но в одном селе, которое стало для нее второй родиной, а школа, в которой она находилась большую часть суток - домом.
Работали учителя в три смены, рассказывает мама, работала и вечерняя школа.
В воскресенье выезжали в Куликовскую школу Калачинского района, с которой соревновались, участвовали учителя и в художественной самодеятельности и были на селе заводилами всех дел.
Но главное для мамы в ее работе урок- это борьба за прочные знания, а обучать в школе надо было детей прибывших из 12 школ с разной подготовкой. В своей работе мама использовала новые методики преподавания и добивалась прочных знаний у школьников, она старалась, чтобы сами учащиеся чертили схемы, диаграммы, читали дополнительную литературу по географии, сравнивали, делали самостоятельно выводы. И результат был, учащиеся, как правило, показывали хорошие и отличные знания. И это подтверждалось на районных и областных олимпиадах школьников. О хороших знаниях учащихся по географии писала И.А.Чуянова, методист ИУУ в газете «Омская правда» в статье «Отличные знания» (приложение)
В числе первых учителей района мама в школе начала заниматься научной работой с учащимися. ЕЕ ученики стали победителями районного и лауреатами Областного НОУ по географии. Борменков Н. выступил с работой: «Перспективы энергетики Омской области», Соболева Н. «Искусство и природа». Когда речь шла о выборе экзаменов ученики мамы в один голос говорили: «география». Что может быть более высокой оценкой для учителя?!
Мама для углубления и совершенствования своих знаний часто работала в омской и московской библиотеках, готовилась поступать в аспирантуру, изучала иностранный язык.
Многие ученики мамы поступают в высшие учебные заведения на факультет география и работают в школах района и области, в том числе и я.
Коллектив учителей и учащихся выдвинули из своей среды маму директором школы. Она знала всех учителей и учащихся, поэтому сохранила и приумножила все традиции, созданные в предшествующие годы.
В школе, в которой училась и я велась целенаправленная работа, главное стойкость и главное по прежнему в педагогическом процессе – творческий урок.
Прошло 25 лет, как я закончила эту школу, но в моей памяти сохранилась атмосфера уюта, тепла и доброжелательность учителей. В фойе школы, в кабинетах было большое количество цветов и незабываемая альпийская горка. Здесь и прошло все мое детство. А Ивановскую среднюю школу, я считаю, школой моей мамы.
Выпускники школы- трактористы и доярки, строители и шоферы, учителя и врачи, артисты и летчики- словом люди всех нужных специальностей. Как не отметить ученых нашей школы физиков Рейно В. в Томске, Козлов А.- доктор физических наук в Москве, Овчинников Ю- доктор физических наук в Новосибирске. Защитили диссертацию ученые Чикишева Т. И Овчинникова Т. и др.
Работая директором школы на ответственной и хлопотной стезе, мама свой учительский талант не растеряла. В ведение мамы было два типовых двухэтажных здания, на значительном расстоянии друг от друга (начальные классы, шестилетки, интернат на 80 детей), две котельные. Я помню, как мама решала проблемы с нехваткой угля, сама бежала на платформу, где разгружали вагоны с углем и срывов занятий в школе не было, даже в сорокоградусный мороз. В двух школьных помещениях созданы все условия для работы, а детям, проживающим в интернате тепло и уютно- всегда радовалась мама.
Мама никогда не отступает от намеченного, любое мероприятие доводит до конца, опираясь на коллектив, нацеливая на добрые дела, а дел было множество. При школе была теплица, действующая круглый год, пришкольный участок, он у нас всегда был образцовый, действовала производственная бригада на расстоянии 10 км, проблемы были с транспортом, и я помню, как мы ходили пешком. Но в школе работал дружный, стабильный коллектив, поэтому с любой работой справлялись. Школе нашей неоднократно вручали переходящее знамя, кубки, грамоты, призы. А ученики гордились своими учителями и школой!
В жизни школы было и есть еще одно дело, которое сблизил коллектив учителей и учащихся -это туризм и краеведческая работа, и эту любовь привила мама- самое ценное человеческое качество- любовь к родной земле.
Это мама, в числе первых туристов области в составе А. Степкина, Б. Скареднова, А. Петушкова, Р. Кальницкой, Ю. Симакова, А. Пюги впервые из омичей прошли по самому трудному и опасному маршруту Тянь-Шаньских гор, по высшей категории трудности (см газета). Горы на Кавказе, Ужба, Шхельда, перевалы, Эльбрус, Алтай, Саяны, Урал- это ее стихия. (прилжение -фото) Все прошла, срывалась со скал, были проблемы на переправе горных рек, но говорит - «выжила». На Тянь-Шане был открыт перевал и назван «Омский » и отмечен на мелкомасштабных картах. Мама не только турист, но и альпинист, она занималась в альплагерях «Накра» и «Домбай» на Кавказе, «Ала-Арча» на Тянь-Шане. Лазить по скалам и спускаться учила она и детей. Мама продолжала путешествовать сама и привила любовь к походной жизни и нам - своим ученикам. Исходила с учениками сотни километров по Омской области. (прилжение -фото) Дома, иногда мамы не было по 8-10 дней, зимой на лыжах, а летом пешком она уводила в походы своих детей: Уральские горы, маршруты по Восточной Сибири, Уралу, Алтаю……… Она мужественно переносила все сама и учила нас. Я помню как мама говорила: «Всем терпеть». Вместе со всеми учила терпеть и меня.
Запомнился поход по Калачинскому. Горьковскому, Муромцевскому районам. Шли 12 дней. Какой урок получили туристы! (вспоминает мама). Кроме навыков по туристической технике, научились наблюдать природу, составляли физико-географическое описание местности, ориентировались в таежном лесу, вышли даже на Китлинские болота. Испытали трудности при прохождении небольшого участка через болото, на деревьях делали зарубки, чтобы не заблудиться. прошли около 200 км. собрали большой материал для школьного музея. Нашей целью было прибыть на Областной слет туристов в с. Чернолучье. (приложение-фото)
Встреча была запоминающей. Всем участникам похода вручили значок «Турист», а поход зачтен II категории трудности.
В походы мама старалась брать не самых лучших учеников и видела, как они меняются, становятся добрее - это уже хорошо. Мама считает, что это один из методов воспитания подростков. Ведь именно в этих условиях, у палатки и костра познаешь каждого ребенка, узнаешь о его жизни в семье, о его проблемах и радостях.
Я убеждена, что твердость, терпимость, настойчивость и преданность отложилось в моем характере. Может быть, поэтому я и работаю в одной школе уже двадцать первый год, и люблю свою работу, и свою школу. (прилжение –фото- я со своими учениками «Продолжение следует…..»)
Учащиеся мамы участвовали в районных, областных слетах туристов.
19 раз мама возила туристов школы на Областной слет туристов в Артын, Чернолучье. Выступали в соревнованиях по туристической технике и спортивному ориентированию. Наши места всегда были призовые.
Где мы только не бывали?! И вместе со всеми я путешествовала с 3 лет, сначала в рюкзаке, а потом на своих ногах.
На основе собранного и принесенного в рюкзаках материала, в школе мы создали историко- краеведческий музей. За проделанную работу музею вручили вымпел «Школьный музей» и наградили грамотой с подписью А. Маресьева. (фото-актив музея) Мы были участниками Всесоюзных соревнований по туризму и спортивному ориентированию на озере Селигер, в г. Саратове, где тоже занимали призовые места. Лучшие краеведы из 80 команд страны поощрялись поездками в лагеря на Черное море: «Орленок» и Артек в города: Москву, (фото) Санкт- Петербург и.т.д.
Горда мама тем, что все выпускники, которые побывали в походах и участвовали в соревнованиях стали достойными людьми. Ведь именно туризм, альпинизм- это те виды спорта, которые воспитывают такие качества как: дружба, мужество, смелость, умение выжить в экстремальных условиях.
Вместе с доктором педагогических наук М.Н. Аплетаевым мама составила рекомендации по теме «Нравсвенное воспитание школьников средствами краеведения», которые были изданы для учителей. С докладами мама выступала на районных и областных, республиканских и союзных конференциях и педагогических чтениях. В академии педагогических наук мама выступала с докладом по проблеме преподавания географии. Принимала участие в научно- практических конференциях при научно-исследовательском институте в городах Томске, Ульяновске, Нижнем Новгороде, где выступала с докладом «Преподавание географии с использованием краеведческого материала» Мама апробировала ряд новых учебников по географии, к ее советам и замечаниям прислушивались авторы учебных пособий.
Изданы печатные работы: «Современный урок географии», «Роль краеведения и туризма в обучении и воспитании учащихся». Издано методическое пособие о преподавании географии.
Несмотря на возраст, мама работает в школе при детском- оздоровительном лагере «Орленок» в Калачинском районе, где отдыхают и учатся дети с Омской области и городов России. (приложение -фото)
На своих уроках мама использует современные методики преподавании географии, осваивает компьютерные технологии. Я видела, как старшеклассники подходили и интересовались: «В какой вы гимназии работаете»? Мама и в лагере ведет активную работу с детьми. В день туриста, в каждом сезоне, на встрече со спортсменами, мама выступает, пропагандируя туризм и делится своими впечатлениями. Однажды ученик спрашивает другого: «Интересно, сколько ей лет?», а ему в ответ: «Какая тебе разница? Ты видишь, что она готова хоть сейчас в горы». И с линейки, цепочкой орлята отправляются под ее руководством с рюкзаками в поход, на поляну туристов. Вот такая у меня мама.
Труд мамы оценен по достоинству: Ей присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школ РСФСР», она награждена медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «Ветеран труда» Маме присвоено звание «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник образования СССР». Она лауреат III Всесоюзных педагогических чтений в городе Минске. Награждена несколькими грамотами Министерства Просвещения СССР и РСФСР, двумя грамотами Академии педагогических наук, грамотами Всесоюзной и Всероссийской ДЭТС. Мама является кандидатом в мастера спорта по туризму.
Я горжусь своей мамой, учусь у нее жить и работать. Она счастлива тем, что опыт ее востребован и сейчас. А я, в своей педагогической деятельности использую богатый опыт, педагогическое мастерство, которое передала мне моя мама.