Урок МХК Частный проект для преподавателей, учителей и педагогов. Учитель - славлю имя твое! http://teacher2010.ru/urok-mhk.feed 2020-02-16T05:17:20+00:00 Joomla! 1.6 - Open Source Content Management "Глаза" в Древнем Египте считались священными. Даже в гробницах на уровне глаз делали отверстия, чтобы умерший мог "взирать" на мир земной. А как египетские художники выделяли глаза в своих произведениях? 2014-01-25T15:40:58+00:00 2014-01-25T15:40:58+00:00 http://teacher2010.ru/urok-mhk/505-kak-egipetskie-hudozhniki-vydeljali-glaza-v-svoih-proizvedenijah.html Administrator [email protected] <p style="text-align: justify;">В скульптурных портретах <strong>египетские мастера</strong> особое внимание <strong>уделяли глазам</strong>. Образ "ока" был одним из самых популярных и существовал на всем протяжении истории Древнего Египта. Глаза, согласно религиозным представлениям, были символом оживления умерших.<br />В "Текстах пирамид" встречались два варианта изображения глаз. Зрящий бог с двумя глазами олицетворял живое начало. Слепой бог, изображавшийся в виде мумии, символизировал безжизненное состояние.<br /><strong>Древнеегипетские художники</strong> старались ярко <strong>выделить глаза</strong> на лице статуи. Сначала они использовали краски для достижения этой цели, а затем начали применять технику инкрустации глаз для придания большей выразительности взору. Радужная оболочка глаза заполнялась прозрачным кварцитом. На месте зрачка вкладывалась блестящая капля хрусталя. В результате глаз начал обладать неповторимым гипнотическим воздействием.<br />Не случайно древнеегипетские образы приковывают к себе внимание в то же время не допускают в свой замкнутый внутренний мир.</p> <p style="text-align: justify;">В скульптурных портретах <strong>египетские мастера</strong> особое внимание <strong>уделяли глазам</strong>. Образ "ока" был одним из самых популярных и существовал на всем протяжении истории Древнего Египта. Глаза, согласно религиозным представлениям, были символом оживления умерших.<br />В "Текстах пирамид" встречались два варианта изображения глаз. Зрящий бог с двумя глазами олицетворял живое начало. Слепой бог, изображавшийся в виде мумии, символизировал безжизненное состояние.<br /><strong>Древнеегипетские художники</strong> старались ярко <strong>выделить глаза</strong> на лице статуи. Сначала они использовали краски для достижения этой цели, а затем начали применять технику инкрустации глаз для придания большей выразительности взору. Радужная оболочка глаза заполнялась прозрачным кварцитом. На месте зрачка вкладывалась блестящая капля хрусталя. В результате глаз начал обладать неповторимым гипнотическим воздействием.<br />Не случайно древнеегипетские образы приковывают к себе внимание в то же время не допускают в свой замкнутый внутренний мир.</p> Всякий ли египтянин - будь то богатый или бедный - имел право на загробную жизнь? 2014-01-16T19:09:04+00:00 2014-01-16T19:09:04+00:00 http://teacher2010.ru/urok-mhk/499-vsjakij-li-egiptjanin-imel-pravo-na-zagrobnuju-zhizn.html Administrator [email protected] <p style="text-align: justify;"><strong>Жизнь и смерть в древнем Египте</strong> рассматривались как единое целое - две фазы бытия, одна из которых - земное существование в трансформированном виде переносилось на загробное. Для вечной жизни в царстве мертвых человеку нужны были тело, пища и жилье. Поэтому <strong>египтяне</strong> заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы снова вселиться его душа. Так, после смерти человека родственники должны были принести его тело мастеру, занимающемуся ремеслом бальзамирования. Богачей и бедняков бальзамировали по-разному, все зависело от степени их благосостояния. Тело знатного египтянина обрабатывалось очень тщательно: через ноздри крючком удаляли мозг, очищали всю брюшную полость от внутренностей и промывали пальмовым вином, затем наполняли "чрево" ароматической смолой аравийского мирта и другими благовониями.<br />Подготовленное тело зашивали и на 70 дней помещали в раствор щелочи, после чего его обмывали, высушивали, обматывали бинтами и покрывали смолой, употреблявшейся вместо клея. Мумия была готова. Ее укладывали в деревянный саркофаг в форме человеческой фигуры.<br />Телу бедняка была уготована другая участь. Вместо душистых смол и благовоний в брюшную полость вливали сок редьки и на 70 дней помещали тело в щелочь. После этого с ним уже ничего не делали, а возвращали родным. Но были и такие, которые и за этот обряд не могли заплатить. Тогда тело такого бедняка заворачивали в простую циновку, вкладывали в нее дощечку с текстом заупокойных молитв и сваливали в кучу на окраине.<br />Несмотря на неравенство и после смерти, заупокойный культ был един для всех, и любому человеку обеспечивалось бессмертие, если его прах был окружен необходимой заботой, даже самой незначительной.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Жизнь и смерть в древнем Египте</strong> рассматривались как единое целое - две фазы бытия, одна из которых - земное существование в трансформированном виде переносилось на загробное. Для вечной жизни в царстве мертвых человеку нужны были тело, пища и жилье. Поэтому <strong>египтяне</strong> заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы снова вселиться его душа. Так, после смерти человека родственники должны были принести его тело мастеру, занимающемуся ремеслом бальзамирования. Богачей и бедняков бальзамировали по-разному, все зависело от степени их благосостояния. Тело знатного египтянина обрабатывалось очень тщательно: через ноздри крючком удаляли мозг, очищали всю брюшную полость от внутренностей и промывали пальмовым вином, затем наполняли "чрево" ароматической смолой аравийского мирта и другими благовониями.<br />Подготовленное тело зашивали и на 70 дней помещали в раствор щелочи, после чего его обмывали, высушивали, обматывали бинтами и покрывали смолой, употреблявшейся вместо клея. Мумия была готова. Ее укладывали в деревянный саркофаг в форме человеческой фигуры.<br />Телу бедняка была уготована другая участь. Вместо душистых смол и благовоний в брюшную полость вливали сок редьки и на 70 дней помещали тело в щелочь. После этого с ним уже ничего не делали, а возвращали родным. Но были и такие, которые и за этот обряд не могли заплатить. Тогда тело такого бедняка заворачивали в простую циновку, вкладывали в нее дощечку с текстом заупокойных молитв и сваливали в кучу на окраине.<br />Несмотря на неравенство и после смерти, заупокойный культ был един для всех, и любому человеку обеспечивалось бессмертие, если его прах был окружен необходимой заботой, даже самой незначительной.</p> Где, по представлению египтян, жили боги? 2014-01-11T13:43:06+00:00 2014-01-11T13:43:06+00:00 http://teacher2010.ru/urok-mhk/487-gde-po-predstavleniju-egiptjan-zhili-bogi.html Administrator [email protected] <p style="text-align: justify;">Согласно древнеегипетской мифологии, <strong>боги жили</strong> на небе. Небо у <strong>египтян</strong> ассоциировалось с твердью, укрепленной подпорками, и потоком, представляющим голубые струи воды, обтекающие землю.<br />Две <strong>небесные богини</strong> - Нут и Хатхор олицетворяли небо. Нут изображалась в виде женщины, окаймляющей небесный свод своим телом, по которому плыла божественная ладья. Богиня Хатхор представала в образе небесной коровы, вся фигура была усеяна звездами.<br />Люди жили на земле, а над ними был раскинут огромный шатер неба, населенный <strong>богами</strong>.</p> <p style="text-align: justify;">Согласно древнеегипетской мифологии, <strong>боги жили</strong> на небе. Небо у <strong>египтян</strong> ассоциировалось с твердью, укрепленной подпорками, и потоком, представляющим голубые струи воды, обтекающие землю.<br />Две <strong>небесные богини</strong> - Нут и Хатхор олицетворяли небо. Нут изображалась в виде женщины, окаймляющей небесный свод своим телом, по которому плыла божественная ладья. Богиня Хатхор представала в образе небесной коровы, вся фигура была усеяна звездами.<br />Люди жили на земле, а над ними был раскинут огромный шатер неба, населенный <strong>богами</strong>.</p> Для чего египтяне искали черного быка с белым пятном на лбу? 2014-01-10T16:37:42+00:00 2014-01-10T16:37:42+00:00 http://teacher2010.ru/urok-mhk/483-dlja-chego-egiptjane-iskali-chernogo-byka-s-belym-pjatnom-na-lbu.html Administrator [email protected] <p style="text-align: justify;">Символическое значение в культуре правителя имел бык. Культ <strong>быка в Древнем Египте</strong> еще был связан с плодородием, потому что на быках пахали. Самым почитаемым <strong>быком у древних египтян</strong> был<strong> Апис</strong>, или <strong>Хапи</strong>. Его образ связывался с солнечным божеством. Именно Апис оплодотворил небесную корову, и от него она родила золотого ребенка -  солнечный диск. Считалось, что после смерти Аписа его душа соединилась с "ба" - сущностью, энергией Осириса [ бога загробного царства ].<br />"<strong>Священного быка</strong>" <strong>древние египтяне</strong> помещали в храм и обеспечивали ему специальный уход. Чтобы найти одного-единственного представителя этого вида животных, требовалось затратить много сил, так как необходимо было выбрать быка с особыми приметами - он должен быть черным с белым треугольным пятном на лбу и с особыми волосками на хвосте. Когда такого быка находили, его приводили в Мемфис, в специальный храм, и объявляли священным и неприкосновенным. Умершего Аписа бальзамировали, мумию укладывали в саркофаг. Затем начинались поиски нового "счастливца".<br /> В настоящее время известны царские погребения, относящиеся еще к Раннему царству, фасады которых были отмечены изображениями бычьих голов со вставленными в них настоящими рогами.</p> <p style="text-align: justify;">Символическое значение в культуре правителя имел бык. Культ <strong>быка в Древнем Египте</strong> еще был связан с плодородием, потому что на быках пахали. Самым почитаемым <strong>быком у древних египтян</strong> был<strong> Апис</strong>, или <strong>Хапи</strong>. Его образ связывался с солнечным божеством. Именно Апис оплодотворил небесную корову, и от него она родила золотого ребенка -  солнечный диск. Считалось, что после смерти Аписа его душа соединилась с "ба" - сущностью, энергией Осириса [ бога загробного царства ].<br />"<strong>Священного быка</strong>" <strong>древние египтяне</strong> помещали в храм и обеспечивали ему специальный уход. Чтобы найти одного-единственного представителя этого вида животных, требовалось затратить много сил, так как необходимо было выбрать быка с особыми приметами - он должен быть черным с белым треугольным пятном на лбу и с особыми волосками на хвосте. Когда такого быка находили, его приводили в Мемфис, в специальный храм, и объявляли священным и неприкосновенным. Умершего Аписа бальзамировали, мумию укладывали в саркофаг. Затем начинались поиски нового "счастливца".<br /> В настоящее время известны царские погребения, относящиеся еще к Раннему царству, фасады которых были отмечены изображениями бычьих голов со вставленными в них настоящими рогами.</p> Зачем для строительства пирамид фараоны покупали большое количество чеснока и лука? 2014-02-16T17:43:53+00:00 2014-02-16T17:43:53+00:00 http://teacher2010.ru/urok-mhk/507-dlja-stroitelstva-piramid-faraony-pokupali-chesnok-i-luk.html Administrator [email protected] <p style="text-align: justify;">Всем, наверное, известно, что <strong>чеснок и лук</strong> защищают организм от инфекционных и вирусных заболеваний. Мы нередко обращаемся к этим народным средствам, когда заболеваем гриппом или ангиной.<br />Оказывается, в Древнем Египте тоже знали, что эти растительные культуры обладают целительными свойствами. Согласно Геродоту, только на закупку <em><strong>чеснока</strong></em>, <em><strong>лука</strong></em>, редьки для рабочих, сооружавших пирамиду Хеопса, было израсходовано в переводе на современные деньги около 250 миллионов рублей. Известно, что условия, в которых находились рабы, воздвигавшие эти величественные усыпальницы, были невыносимыми. Под ударами бичей надсмотрщиков влачились они по гранитным плитам дороги, протянувшейся от Нила к месту постройки, горбясь под тяжестью врезавшихся в плечи веревок, тащили они огромные каменные глыбы.<br />Если верить Геродоту, то для сооружения пирамиды Хеопса, которая строилась в течение 30 лет, согнали 100 тысяч человек. Этот отряд постоянно пополнялся рабами, чужестранцами.<br />Естественно, при таком скоплении народа могли вспыхнуть эпидемии различных инфекционных заболеваний. Потому и тратили фараоны целые состояния на самый обыкновенный <em>чеснок</em>.</p> <p style="text-align: justify;">Всем, наверное, известно, что <strong>чеснок и лук</strong> защищают организм от инфекционных и вирусных заболеваний. Мы нередко обращаемся к этим народным средствам, когда заболеваем гриппом или ангиной.<br />Оказывается, в Древнем Египте тоже знали, что эти растительные культуры обладают целительными свойствами. Согласно Геродоту, только на закупку <em><strong>чеснока</strong></em>, <em><strong>лука</strong></em>, редьки для рабочих, сооружавших пирамиду Хеопса, было израсходовано в переводе на современные деньги около 250 миллионов рублей. Известно, что условия, в которых находились рабы, воздвигавшие эти величественные усыпальницы, были невыносимыми. Под ударами бичей надсмотрщиков влачились они по гранитным плитам дороги, протянувшейся от Нила к месту постройки, горбясь под тяжестью врезавшихся в плечи веревок, тащили они огромные каменные глыбы.<br />Если верить Геродоту, то для сооружения пирамиды Хеопса, которая строилась в течение 30 лет, согнали 100 тысяч человек. Этот отряд постоянно пополнялся рабами, чужестранцами.<br />Естественно, при таком скоплении народа могли вспыхнуть эпидемии различных инфекционных заболеваний. Потому и тратили фараоны целые состояния на самый обыкновенный <em>чеснок</em>.</p> Зачем египтяне крокодила помещали в храм? 2014-01-16T19:02:09+00:00 2014-01-16T19:02:09+00:00 http://teacher2010.ru/urok-mhk/498-zachem-egiptjane-krokodila-pomeshhali-v-hram.html Administrator [email protected] <p style="text-align: justify;"><strong>Крокодилы в Древнем Египте</strong> олицетворяли божество нильских вод Себека. Даже город был назван в честь крокодила - Шедите, по-гречески Крокодилополь. Эти животные по представлениям египтян способны были повелевать разливами Нила, благодаря чему почва обогащалась плодородным илом.<br />Фаюмский оазис был главным культовым центром крокодилов и бога Себека. Здесь и происходили поиски "главного" <strong>крокодила</strong>, подходящего для того, чтобы явиться воплощением "Ба" - энергией бога Себека. Этого "священного" животного привозили <strong>в храм</strong>, окружали почетом. Вот как описывал древнегреческий историк Геродот жизнь крокодила в храме: "В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях".</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Крокодилы в Древнем Египте</strong> олицетворяли божество нильских вод Себека. Даже город был назван в честь крокодила - Шедите, по-гречески Крокодилополь. Эти животные по представлениям египтян способны были повелевать разливами Нила, благодаря чему почва обогащалась плодородным илом.<br />Фаюмский оазис был главным культовым центром крокодилов и бога Себека. Здесь и происходили поиски "главного" <strong>крокодила</strong>, подходящего для того, чтобы явиться воплощением "Ба" - энергией бога Себека. Этого "священного" животного привозили <strong>в храм</strong>, окружали почетом. Вот как описывал древнегреческий историк Геродот жизнь крокодила в храме: "В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях".</p> Знаете ли вы памятники искусств Древнего Египта, которые называют "седьмым чудом света"? 2014-01-16T17:34:54+00:00 2014-01-16T17:34:54+00:00 http://teacher2010.ru/urok-mhk/497-pamjatniki-iskusstv-drevnego-egipta-kotorye-nazyvajut-sedmym-chudom-sveta.html Administrator [email protected] <p style="text-align: justify;">"<strong>Семь чудес света</strong>" - так в античном мире были названы семь великих в те далекие времена <strong>памятников искусства</strong>. Первым чудом были три гигантские пирамиды в Гизе фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Время оказалось безжалостным разрушителем.<br />Внешний вид этих царских усыпальниц подавляет своей величественной мощью, хотя их конструкция очень проста. В плане квадрат и четыре стены под определенным углом сходятся в верхней точке, образуя четкую, геометрически правильную пирамидальную форму. Все составляющие пирамиду элементы устремлены вверх, к небу, подобно тому, как душа поднимается к звездам. Это "усыпальницы земных владык, возмечтавших сравниться с богами, утвердить себя в вечности". Они были предназначены только для одного человека - для фараона, для его мертвого тела, для его души и для его "КА".</p> <p style="text-align: justify;">"<strong>Семь чудес света</strong>" - так в античном мире были названы семь великих в те далекие времена <strong>памятников искусства</strong>. Первым чудом были три гигантские пирамиды в Гизе фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Время оказалось безжалостным разрушителем.<br />Внешний вид этих царских усыпальниц подавляет своей величественной мощью, хотя их конструкция очень проста. В плане квадрат и четыре стены под определенным углом сходятся в верхней точке, образуя четкую, геометрически правильную пирамидальную форму. Все составляющие пирамиду элементы устремлены вверх, к небу, подобно тому, как душа поднимается к звездам. Это "усыпальницы земных владык, возмечтавших сравниться с богами, утвердить себя в вечности". Они были предназначены только для одного человека - для фараона, для его мертвого тела, для его души и для его "КА".</p> Как правители Древнего Египта хотели запутать грабителей их гробниц 2014-01-10T16:06:58+00:00 2014-01-10T16:06:58+00:00 http://teacher2010.ru/urok-mhk/480-kak-praviteli-drevnego-egipta-hoteli-zaputat-grabitelej-ih-grobnic.html Administrator [email protected] <p style="text-align: justify;">Чтобы уберечь посмертные жилища фараонов прибегали к различным хитростям: строили ложные гробницы - <strong>кенотафы</strong>, в которых не было ничего, кроме пустых саркофагов, а мумию и сокровища прятали в тайниках. Еще со времени Раннего царства фараоны возводили себе с наряду с гробницами, которая в последствии становилась местом погребения, несколько кенотафов. Так, учеными были обнаружены погребения в районе Абидоса и на территории Саккара с именем одного и того же правителя.</p> <p style="text-align: justify;">Чтобы уберечь посмертные жилища фараонов прибегали к различным хитростям: строили ложные гробницы - <strong>кенотафы</strong>, в которых не было ничего, кроме пустых саркофагов, а мумию и сокровища прятали в тайниках. Еще со времени Раннего царства фараоны возводили себе с наряду с гробницами, которая в последствии становилась местом погребения, несколько кенотафов. Так, учеными были обнаружены погребения в районе Абидоса и на территории Саккара с именем одного и того же правителя.</p> Как складывалась форма классической пирамиды? 2014-01-15T09:38:20+00:00 2014-01-15T09:38:20+00:00 http://teacher2010.ru/urok-mhk/493-kak-skladyvalas-forma-klassicheskoj-piramidy.html Administrator [email protected] <p style="text-align: justify;"><strong>Форма классической пирамиды сложилась</strong> в архитектуре Древнего Египта не сразу. Этому предшествовал длительный поиск. От самой простейшей насыпи над усыпальницей до мастабы, укрепленной каменными плитами, от мастабы до ступенчатой пирамиды Джосера, которая состоит как бы из нескольких уменьшающихся кверху мастаб, т.е. "скамья на скамью". Из-за отсутствия связующего раствора каменные блоки этой пирамиды устанавливались с наклоном к центру, что способствовало наибольшей прочности всего сооружения. Далее развитие <strong>формы пирамиды</strong> шло по пути уплощения грани и определения четкой формы основания - квадрата.<br />Три великие пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина имеют правильную геометрическую форму, в основании которой лежат квадрат, а пропорции, включая углы наклона граней, основаны на принципе "золотого сечения". <strong>Форма пирамиды</strong> олицетворяет "душу, поднимающуюся к звездам".</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Форма классической пирамиды сложилась</strong> в архитектуре Древнего Египта не сразу. Этому предшествовал длительный поиск. От самой простейшей насыпи над усыпальницей до мастабы, укрепленной каменными плитами, от мастабы до ступенчатой пирамиды Джосера, которая состоит как бы из нескольких уменьшающихся кверху мастаб, т.е. "скамья на скамью". Из-за отсутствия связующего раствора каменные блоки этой пирамиды устанавливались с наклоном к центру, что способствовало наибольшей прочности всего сооружения. Далее развитие <strong>формы пирамиды</strong> шло по пути уплощения грани и определения четкой формы основания - квадрата.<br />Три великие пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина имеют правильную геометрическую форму, в основании которой лежат квадрат, а пропорции, включая углы наклона граней, основаны на принципе "золотого сечения". <strong>Форма пирамиды</strong> олицетворяет "душу, поднимающуюся к звездам".</p> Какая скульптура была связана с "культом мертвых"? 2014-01-15T12:42:16+00:00 2014-01-15T12:42:16+00:00 http://teacher2010.ru/urok-mhk/494-kakaja-skulptura-byla-svjazana-s-kultom-mertvyh.html Administrator [email protected] <p style="text-align: justify;">В понятии древних египтян смерть не являлась концом жизни, за ней наступало возрождение, связанное с оживлением. Жизнь, смерть, возрождение создавали замкнутый круг. Представление о вечной жизни подразумевало существование бессмертной души и нетленного тела, отсюда последовало появление обряда мумификации, изготовление ритуальных скульптурных изображений, которые помещались в закрытые сердабы (святилища в гробнице для статуи умершего). Такие статуи были своеобразным "двойником" умершего. Это понятие древние египтяне выделили в особую форму - "<strong>КА</strong>", т.е. душа покойного. Загробный мир - это мир двойника "КА", мир воспоминаний. "КА" воспринималось как материальное существо, обладающее плотью и способное потреблять пищу. Ритуальные статуи "КА" воспроизводили невидимого в зримом образе, становясь вещественным олицетворением двойника умершего.</p> <p style="text-align: justify;">В понятии древних египтян смерть не являлась концом жизни, за ней наступало возрождение, связанное с оживлением. Жизнь, смерть, возрождение создавали замкнутый круг. Представление о вечной жизни подразумевало существование бессмертной души и нетленного тела, отсюда последовало появление обряда мумификации, изготовление ритуальных скульптурных изображений, которые помещались в закрытые сердабы (святилища в гробнице для статуи умершего). Такие статуи были своеобразным "двойником" умершего. Это понятие древние египтяне выделили в особую форму - "<strong>КА</strong>", т.е. душа покойного. Загробный мир - это мир двойника "КА", мир воспоминаний. "КА" воспринималось как материальное существо, обладающее плотью и способное потреблять пищу. Ритуальные статуи "КА" воспроизводили невидимого в зримом образе, становясь вещественным олицетворением двойника умершего.</p>