Философия педагога

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Думала: главное – формировать,
Делать, валять, лепить.
Думала: верный маршрут показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться, бороться, рубить,
Мчаться, коль сила несет,
А оказалось – всего лишь любить.
Только любить! – вот и все.
С.В.Белова

В условиях современного развития общества личностная успешность определяется мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получать новую информацию, необходимую в настоящий момент. Все более востребуется способность к оригинальным решениям, генерации идей.
Человечество вступило в XXI век. Новое время требует человека, способного решать проблемы, человека-творца, исследователя, а не исполнителя. И миссия каждого учителя –  помочь ребенку войти в этот мир,  показать ему как важно и как нужно быть человеком в этом мире, способствовать формированию адекватной картины мира – обеспечить процесс социализации. Как известно понятие «школа» происходит от латинского «shola» - лестница. И на первой ступеньке это длинной лестницы, долгого пути по бесконечности знаний ребенка встречает педагог. И от того, каким он является, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность, возможно, всего жизненного пути. Римляне называли педагогом раба, водившего ребенка в школу и  помогавшего ему справляться с заданиями.  По большому счету мы все приносим себя в жертву своей работе, когда учим преодолевать трудности, возникающие в самом начале творческого пути ребенка, ведь учитель, особенно первый, для ученика и есть школа, школа должна быть в нем, а не вне его.  Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие личности. А для выполнения этой миссии необходимо, чтобы учитель был личностью, чтобы школа была домом радости – как ее понимали древние греки, стремившиеся воспитать гармоничную личность, гражданина своего полиса!  От личности и профессионализма учителя, в конечном счете, зависит прогресс общества и страны!
Учитель - связующая нить между прошлым и будущим. След человека - не только посаженные деревья и построенные дома. Тленны железо и камень, нетленно другое... Все, что тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия – профессия счастливых людей.
Почему именно такой жизненный путь выбрала для себя? Часто размышляю над этим вопросом. Наверное, так предначертано судьбой. Еще будучи ребенком, любила играть в школу со своими куклами, соседскими ребятишками, воображала себя в роли учителя. Как давно это было…
На мой выбор стать учителем и формирование педагогической философии большое влияние оказали мои учителя. Я училась легко, с увлечением, всегда старалась быть в центре школьных событий, внимала чуть ли не каждому слову своих любимых учителей. Среди всех школьных предметов сразу выделила для себя русский язык и литературу. Наверное, это Лепина Лариса Викторовна, Ландаева Клавдия Тимофеевна, Калашникова Вера Кирилловна, Чернышова Дина Петровна сыграли в этом не последнюю роль. А после уроков с увлечением играла в школьных спектаклях, сочиняла сценарии вечеров и капустников, писала первые стихи. И делала это с чрезвычайным удовольствием, потому что рядом всегда был любимый классный руководитель – Захарова Татьяна Алексеевна. Мы и сегодня поддерживаем тесную связь, и она всегда радуется моим успехам и достижениям, хотя и говорит, что особо и не удивлена, ведь было всегда очевидно, что другую профессию я и не рассматриваю. Бабушка и мама – врачи, папа – инженер, а я вот пошла совершенно по другому пути. Закончив школу, я успешно сдала вступительные экзамены в Астраханский педагогический институт имени С. М. Кирова и целиком ушла в студенческую жизнь, полную зачётов, лекций, семинаров. Во время первой педагогической практики сильно волновалась. Получится ли у меня, заслужу ли доверие детей, примут ли меня? Эти и многие другие вопросы волновали постоянно. Но ни на минуту и здесь не пожалела о выбранном мною пути.
Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Человек вырастает личностью, если определит свою жизненную  цель и пути ее достижения. Обучать и воспитывать необходимо в духе времени. Это значит, что у каждого времени свой дух, своя нравственная основа. Поэтому главная задача учителя – высветить то, что лежит в основе становления образованного и воспитанного человека и ориентировать на то, что действительно ценно и значимо в жизни.
Важно было понять, какой мне быть в своей профессии. И вот начался поиск своего «я» как педагога. Постепенно выбирала те направления, на которых и строится моя педагогическая философия.
Но как отделить педагогическую философию от философии жизни? Ведь перед детьми нельзя притворяться,  они сразу уловят фальшь. Надо быть умным, справедливым, естественным - вот и вся философия.
Первое направление - это основные ценности, вечные и неизменные категории: доброта, любовь, справедливость, честность, требовательность. Быть доброй, но не добренькой, позволять и помогать ребенку реализоваться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого ученика свою высоту планки, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указывать на промахи, но при этом не унижать самолюбие, давать возможность исправить ошибки.
Второе направление – постоянно находиться в творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать себя.
Третье направление - спешить передать свои знания, учить не поучая, помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться».
Три основных направления моей философии, надеюсь, как три кита будут поддерживать меня в будущем, потому что учитель – это не профессия, а образ жизни.
Я – учитель русского языка и литературы в очень сложное время. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Я чувствую ответственность в деле воспитания свободного, ответственного, нравственно здорового настроения! Самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики спорят, сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.
Гуманитарная направленность предполагает наличие интереса к человеческим проблемам, к развитию коммуникативных и художественных умений и навыков. Гуманитарное образование, на мой взгляд, направлено на приобретение личностью специфического опыта – быть человеком, являющегося базовым для всех остальных видов опыта.
Хочу, чтобы мои ученики любили свою культуру, семью, край, историю. Только тот, кто обогатит свою память знанием, выработанным человечеством, станет действительно духовно богатым, а потому свободным и творческим человеком. И что не менее важно, школьный учитель непременно должен быть оптимистом по натуре. Как бы ни было порой трудно, никогда нельзя опускать руки, ведь школа – это своего рода присяга на верность детям и ощущение огромной ответственности за их будущее.
И сегодня, когда от человека требуется умение принять нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Педагогическая деятельность каждый день раскрывает передо мной секреты, загадки детских душ, И уже сегодня мои вчерашние выпускники приводят в мою родную гимназию своих детей. А я с радостью и благодарностью слушаю их комплименты в свой адрес и понимаю, что они правы. Работая с детьми, ты и вправду не стареешь, тебе просто некогда стареть, да ты и не можешь этого сделать. Поэтому, как и двадцать лет назад, а может, и чуточку больше, я с удовольствием путешествую с ребятами по городам, участвую вместе с ними в спортивных состязаниях, работаю во время летнего отпуска в детских оздоровительных центрах старшей вожатой, не замечая, что мне уже не двадцать. преподносит сюрпризы, заставляет учиться, познавать и открывать новое, дарит неповторимую радость общения, мобилизует все душевные и интеллектуальные возможности, стимулирует к постоянному творчеству и саморазвитию. За это я благодарна своей судьбе, своей профессии, своим ученикам. Я знаю, что иного выбора у меня все равно не было. Я родилась для того, чтобы быть учителем. За двадцать лет педагогической практики я многому научилась, накопила опыт, выпустила не одно поколение детей.
«Мой класс – это чудесный мир, здесь свои представления о добре и зле, о дружбе и предательстве; это мир, где каждый день происходят важные события и потрясения, великие тайны и удивительные открытия; это мой мир».
Я люблю его, дорожу им, стараюсь для него и одновременно учусь у него.