Цель учителя

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Учитель, будь солнцем,
излучай человеческое тепло,
будь благодатной почвой
для развития человеческих чувств
и сей знания не только в памяти
и сознании своих учеников,
но, в первую очередь, в их душах и сердцах.

По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей.
Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности — философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия — одна из самых ответственных.
Учитель ведёт по ступенькам взросления будущего рабочего и учёного, воина и космонавта, врача и строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера как никакая другая профессия, учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны. Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя — из зерён добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг.
А главное — своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми.
Я с детства мечтала стать учителем. Каждый раз собирала свои игрушки и играла в школу. Первое сочинение, написанное мною, было на тему: «Кем я буду, когда вырасту?». Я написала, что стану учителем. Восьмидесятые годы, мне 8 лет. Я рассаживаю уже всех своих подруг и, подражая своей учительнице, провожу урок. Взрослой фразы «Педагогическая философия» я ещё и не слышала: родители мои простые рабочие, среди родственников учителей не было. Но, как я думаю, в том далёком и прекрасном детстве рождалась эта самая философия.
Безусловно, что современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не раствориться в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликой, часто необходимо иметь основу — стержень, благодаря которому человек остаётся личностью.
Что может быть лучше хорошего учителя? Что может быть хуже плохого учителя, случайно оказавшегося на этом месте? Зато любая педагогическая оплошность моментально обращается в ошибку. И нет ошибок хуже, чем учительские.
Какова цель учителя, входящего в класс? Что шепнёт мне мой внутренний голос? Дать ученику определённый набор знаний? Но их сумма всегда ограничена. Что нужно современному молодому человеку, чтобы не потеряться в этом огромном, сложном, вечно меняющемся мире, чтобы найти себя? Важно научить человека мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать информацию. Тогда человек не перестанет учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, не заслоняясь решётками догм и устаревших правил, обгоняя своих учителей и себя самого.
Также нужно научить детей верить в себя.
Для того чтобы ребёнок поверил в свои силы, учитель должен сам верить в своего подопечного, отдавать ученику всю свою любовь, теплоту сердца, свет души. "Верь в себя - и всё получится!" Помочь обрести уверенность ребёнку, найти себя, заявить о себе, отказаться от однобокости оценок, увидеть в каждом хорошее, дать каждому шанс - вот та задача, с которой я должна справиться.
Есть ещё одно чудодейственное средство воспитывать детей. Может, вы удивитесь, но это средство – разговор по душам. Педагог должен уметь отодвинуть на задний план свои амбиции и обиды, которые в нём накопились после урока, остаться наедине с учеником и душевно с ним поговорить. Ведь людей природа наделила великим и могучим средством общения - языком, речью. Великая сила доброго слова творит чудеса! И в то время, когда хочется сразу вызвать родителей, написать докладную или поставить двойку, достаточно перевести дыхание и с гордостью подумать: «Я – педагог. Только от меня зависит успешность общения с моими учениками. И никакой завуч и даже директор не помогут мне наладить отношения с этим ребёнком, пока я сама этого не сделаю. Если ребёнок себя так ведёт, значит, он не научился справляться со своими эмоциями и поведением. Ему нужна педагогическая и психологическая помощь, моя помощь». Доброта способна лечить и располагать к общению. Кроме того, педагог должен понимать своих воспитанников и без остатка прощать.
Каждый раз, когда я вхожу в свой класс, мою душу переполняют эмоции: понимающий взгляд детей с полуслова, обмен новостями, шутка напоследок. Я взглядом встречусь с каждым и про себя подумаю: «Какое это счастье, что у меня есть вы! Красивые, умные, родные... Слава Богу, все живы и здоровы, это главное. А другие неприятности мы переживём…».
А ещё убедительное воспитательное действие оказывает личный пример педагога. Учителю недостаточно учить, что надо делать «хорошо», ему необходимо каждый день делать это первым. Педагог всегда должен иметь активную жизненную позицию и уметь вести за собой. Уверена, что у меня это получилось на примере выпускного класса.
Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - научили бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, "только личность может воспитать личность". Не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова! «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся» - поётся в известной песне.
В наше смутное время, когда утрачены моральные и нравственные ориентиры, когда растоптаны общечеловеческие ценности, именно от учителя зависит, каким оно будет поколение, которому предстоит возрождать Россию и жить в 21 веке. Поэтому на своих занятиях я стремлюсь увести своих подопечных в удивительный мир, где можно учиться жить на чужих ошибках, а не на своих. Хочу, чтобы мои ученики, погружаясь в этот удивительный мир, научились любить свою прекрасную Родину так же бесконечно, как люблю её я. И тогда великое звание - Человек будет звучать гордо.
Что такое счастье? Мне скажи,
Я давно хочу узнать про это.
Я спросила колосистой ржи,
Я спросила мудрого поэта.
Рожь ответа сразу не дала,
Для начала ветром прошумела,
А поэт мне подарил слова,
На вопрос ответил очень смело:
Счастье - это мир, а не война,
Это моря теплая волна,
Это мир, волшебный, полный грез,
Это аромат родных берез,
Это след оставить на земле,
Повторить себя в ученике!