Эссе учителя

Моя педагогическая философия - эссе

Рейтинг
ПлохоОтлично 

“Любить – значит желать другому того,
Что считаешь за благо,
И стараться по возможности
Доставить ему это благо”.
Аристотель.

Моя педагогическая философия. Учитель! Мой первый учитель! Могла ли я подумать, что именно Он, мой Первый Учитель, определит смысл всей моей жизни. С тех пор прошло двадцать лет. Дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День бежит за днем, лето сменяет осень, зиму – весна. Всякий раз, встречая новый день, я с волнением жду чего-то очень интересного. Каждый день по дороге в школу я думаю: “Какие ещё счастливые мгновения общения с моими учениками познаю я сегодня? О чем они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы?”
Иногда меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день. Не ошибусь, если скажу: я работаю всегда. Во время обеда и во время совещания, во время прогулки в роще и по дороге в школу и из школы. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день. Ведь от результата моего труда, а, скорее всего, от безграничной любви к своей профессии, зависит успех моих учеников. Я понимаю: только своей любовью, позитивным отношением к жизни, к тем, кто меня окружает: близким, коллегам, моим воспитанникам – я смогу зажечь в душах своих детей искру любви, добра, терпимости и веры в себя. Ведь учитель для маленького человека – это не только тот, кто учит, но и тот, кто воспитывает: своим видом, своим отношением к жизни, своей любовью…
Мне доверили ребенка – беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, задает нескончаемые вопросы, обращается с нехитрыми просьбами, проявляет беспредельную доверчивость, выражает искреннюю радость. Его душа чиста, вера безгранична – он открыт для большой учительской любви. Встретив маленького человечка искренней улыбкой, ласковым и добрым словом, теплым прикосновением руки, я говорю ему: “Ты самый лучший на свете!” Вот уже тогда этот ребенок ощущает телом и чувствует душой, что я его люблю.
Школа начинается с любви. Иначе, зачем она? Ведь любить – это желать своему ученику благо, и стараться доставлять ему это благо – это главное в гуманистической культуре труда учителя. Уметь любить детей: просто? Да, но не очень…
Учительской любви необходимо учиться: любовь к детям и умение строить работу с ними согласно современным педагогическим концепциям нельзя разложить на разные чаши. Я иду от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть
Наверное, поэтому мне близки такие заповеди учителя:
1. Люби детей! Защити их любовью и правдой.
2. Научи детей любить!
3. Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
4. Учи и воспитывай, опираясь на природу ученика.
5. Дари себя детям!
Следуя этим заповедям на протяжении многих лет работы, я поняла: настоящая педагогика – это и есть наука о любви к детям. И очень важно, чтобы каждый из них ощущал себя любимым ребенком большой семьи, которая живет в Школьном Доме. Для этого его необходимо принять в эту семью, где царят любовь, ласка, забота, понимание, внимание. Ведь Школьный Дом – как и родительский. В нем должно быть хорошо и уютно каждому, как в семье, где каждого любят просто за то, что он – человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен не только другим, но и самому себе. В свою большую школьную семью я принимаю каждого воспитанника с радостью.
К сожалению, многие из моих учеников лишены высочайшего детского счастья – быть окруженными родительской любовью. Зная это, я стараюсь дать им уроки родительской любви; любви искренней, разумной, направленной на благо каждого из детей.
И как родитель, не требую от них взаимности. Потому что любовь не может существовать как обязанность.
Детская любовь – это продукт, выросший на почве общения взрослых и ребенка, взлелеянный чутким сердцем и добрыми руками.
И я пытаюсь создать этот продукт: воспитываю в своих учениках чувство любви к жизни, к окружающим, создавая атмосферу доверия, душевного тепла, искренности, уважения и взаимной привязанности всех жителей Школьного Дома.
А любовь, я уверена, передается по наследству, как мне - двадцать лет назад. Через года я несу эту маленькую частицу любви, которую получила от своего Первого Учителя. Её любовь была настолько искренней и большой, что свет этой любви озарил не только меня, а продолжает озарять и моих учеников.