Эссе учителя

Портрет учителя информатики – Здравствуй и прощай

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Учитель информатики. Кто он? Какой он? Почему о нём стоит говорить как о неком уникальном явлении нашего школьного образования?
Вспоминаю конец 80-х годов. Я в IX классе и в расписании занятий новый предмет – «ОИВТ» (Основы информатики и вычислительной техники). Помню чувство необычного, непонятного, но интересного. Проходя мимо кабинета информатики, подсматривали мы, вчерашние восьмиклассники, на загадочно мерцающие экраны с мигающим кур-сором.
Кто был моим первым учителем информатики? Учитель физики. Да, не готовили ещё в то время учителей специальности «Информатика». Учитель информатики обучался вместе с нами – на курсах повышения квалификации и переподготовки и самостоятельно; готовил наглядный материал – рисовал блок-схемы, устройство ЭВМ.
Что мы изучали? Алгоритмический язык и язык программирования Фокал. Что, вы тоже не слышали? Многие меня переспрашивали, когда я гордо произносил это название, а потом удрученно кивали головами. А что ещё мог дать нам учитель информатики, имея только учебник Ершова и компьютерный класс БК (они же «букашки»)? Однако, несмотря ни на что, я благодарен моему первому учителю информатики «за привитую алгоритмическую культуру», являющуюся, по мнению Ершова «важным компонентом информационной культуры».
Не у нас одних не было настоящего, подготовленного учителя информатики. Вся страна столкнулась с этой проблемой. Тем не менее, начало было положено и мы благодарны учителям математики, физики, химии и т.д. за то, что они приоткрыли завесу тайны над предметом «Информатика». Именно они привели нас в мир информатики.
В компьютер я влюбился сразу и надолго. Поступил в пединститут на специальность «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика». Это был один из первых наборов с такой дополнительной специальностью. Кто готовил будущих учителей информатики? Правильно, вузовские преподаватели математики и физики. Совместно с ними постигали мы информатику. Процесс этот был интересный, но сложный. Только начали изучать MS-DOS, Лексикон, заковыристый, но нужный Chiriter, как появилась оболочка Windows 3.1. А за ней Windows 95, Microsoft Office, Delphi… Вот оно, становление учителя информатики, одна перемена идеологий (интерфейса, программирования и др.) чего стоит! Тут и проявляется одна из черт личности учителя информатики, составляющая его портрет. Назовем её так: «способность к восприятию новой информации». Здесь и адаптация к изменяющимся условиям, и умение перестроить мышление, и творчество, и предвидение, и определение общих технологических действий по обработке информации различными средствами.
Многие мне могут возразить: а разве не должен обладать всем этим другой учитель? Должен, но проявляется это в гораздо меньшей степени, и касается, прежде всего, содержательной стороны образования. Ни одна из преподаваемых школьных дисциплин не подвержена столь динамичным изменениям в плане содержания, как информатика.
Другая черта учителя информатики – его востребованность в школе. Нужно набрать текст, распечатать документ, создать презентацию, провести урок в компьютерном классе и т.п. – к кому шли учителя? Правильно, к учителю информатики. На моей памяти, к ним шли и с просьбой, а иногда и с требованием провести уроки физики, химии, истории и т.п. в компьютерном классе. Причем, проводить урок должен был он сам! Хорошо, что ситуация в этом плане пусть неспешно, но изменяется. Многие учителя освоили компьютер и могут применять его для решения профессиональных и других задач.
Следует отметить необходимость наличия у учителя информатики смекалки (она же изворотливость). Действительно, как в классе с отсутствующими компьютерами осваивать практические навыки работы? Или как отремонтировать стареющую, да еще разномастную (помните, УКНЦ, БК, Yamaha, Корвет, Сура и т.д.) и, как правило, несовместимую между собой компьютерную технику? Хорошо, что в стране начали обращать на это внимание. Школы оснащаются современной компьютерной техникой, подключаются к Интернет.
Несомненно, что учитель информатики – бесстрашный (безрассудный, самоотверженный?) человек. Речь идет о проблеме программного обеспечения. У всех на памяти недавний суд над учителем информатики, который использовал нелицензионное программное обеспечение. Вспомним изречение: судить можно по закону, а можно по справедливости. Да, учитель нарушил закон, и это было сделано им сознательно. Но кто бросит камень в него? Как он должен научить школьника создавать таблицы в текстовом процессоре, если никто не позаботился, чтобы в школе были соответствующие программы? Да, при изучении многих дисциплин можно обойтись учебниками, но как быть с информатикой, одной из задач изучения которой является освоение практических приемов обработки информации различных видов?
Немного запоздало, но этой проблеме уделили внимание. Появился в школах пакет «Скорая помощь», действие которого истекло в этом году. Есть попытки перейти в школах на свободное программное обеспечение. Возможно, что это будет сделано во всех школах в обозримом будущем. Учитель информатики готов и к этому. Но другой вопрос: а останется ли в школе учитель информатики?
Все знают о сокращении часов на изучение школьных предметов, что не обошло стороной и информатику. Возможно, что немногочисленные часы опять будут вести другие учителя. Другая проблема: непонятно, останется ли информатика самостоятельной учебной дисциплиной или же она вольется в предмет «Технология». Кроме этого, реализация профильного обучения приводит к тому, что в некоторых профилях как обязательный предмет информатика отсутствует. Отсюда можно сделать следующий печальный вывод: не успев появиться, учитель информатики может попросту исчезнуть из школы.
Кто покажет ученикам, что компьютер – не только средство для развлечений, а друг и помощник человека во многих делах? Кто научит их РАБОТАТЬ на компьютере? Кто покажет чудесный и многогранный мир информации и научит ориентироваться и жить в нём, что так необходимо в условиях становления нового типа общества – информационного?
Значимая ли это будет потеря? Конечно, компьютер есть сейчас во многих семьях, и многие школьники могут им пользоваться. Учителя-предметники овладевают применением информационных технологий в учебном процессе. Формируются образовательные информационные среды, содержащие большие массивы готовых к применению обучающих цифровых ресурсов, доступ к которым осуществляется по сети Интернет. Сложно сказать. Одно я знаю точно – мне его будет не хватать.