Эссе учителя

Мои слезы, моя радость - моя жизнь.

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Батурино 2010год.

Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Верника Тушнова

Мне десять лет. Я твердо знаю, что буду учителем. Откуда это пришло? Сначала мечта, потом уверенность. Большого жизненного опыта тогда еще не было. Первый учи-тель?... Помню, как жутко мы ее боялись. Вот идет она по классу с указкой, и ты думаешь: «Только бы не увидела твои на пятнадцать раз исправленные каракули». Увидела, и указ-ка, в лучшем случае, опускается на твои пальцы. Такое, скорей, навсегда отвратит от мыс-ли о работе в школе.
Сама отличница? Да нет. Первый-второй класс. Прибегаю домой: «У меня пять!» «Как это?» «Три и два!» Да, потом был испуг, когда после родительского собрания мне сказали, что могут оставить на второй год. Откуда что взялось? Хотя прилежной учени-цей я не стала. Зачем дома учить, если все, до мелочей помнишь с урока?
Так почему учителем? Почему любимой игрой в детстве была «В школу»? Почему не послушала маму, которая о работе в школе знала больше, чем я на тот момент, и водила меня к знакомым учителям, чтоб отговорили.
Прошло столько лет. Я учитель. Жалею или нет. Я человек. В минуту слабости ду-маю: «Уйти! Все, не могу больше!» Начинаю мечтать, представлять, где бы я могла рабо-тать, как было бы хорошо, и … Ничего-то в моих мечтах не складывается без школы, без моих таких родных учеников, за которых порой сердце болит больше, чем за собственных детей.
Иду в пятый класс. Какие они в этом году? Шебутные, несобранные, читают плохо, учителя не слышат. Ох! Но вот они взглянули на тебя, вспоминается Шолохов, «светлыми, как небушко, глазами», и твое сердце тает. Перед тобой тихое лесное озеро, здесь, практически, никого не было. Оно спокойно, прозрачно. Ты опустил в него свою руку. Оно теплое, ласковое. И вот ты бросаешь маленький камушек-слово. Пошли круги. Озеро отзывается тебе, и в твоих руках спокойно, камушек за камушком, потихоньку волнуя, разбудить это спрятавшееся, притаившееся чудо. Ты должен беречь его, чтобы случайно разыгравшаяся буря не нанесла ему вреда. Ты должен очищать его от мусора, который каждый может, походя, бросить в него. Ты будешь рядом, наблюдая, как оно хорошеет, и, радуясь, оттого, что в этом есть и твоя заслуга.
Но пока мы в начале пути. Как приучить моих пятиклашек к чтению. Попробуем старый испытанный прием – иллюстрация. Вот и первые шедевры. Конечно же, получается не у всех, но не страшно.
Объяснение нашлось: «Наина же ведьма, она не может быть красивой». Как же быть со вторым рисунком? А почему бы не использовать его для кратенького рассказа о том, как одевались в то время. И есть за что похвалить ребенка. Печально, что не все нарисовали. Ладно, будем работать. Иногда полезно подуть холодным ветерком и напу-гать мое задремавшее озеро приближающейся бурей. Пусть немножко поволнуется.
Дома с доброй грустинкой вспоминаю ушедший 11 класс. Несмотря на то, что все прекрасно владеют компьютером, но, как же хорошо взять в руки старый добрый каран-даш и окунуться в далекое детство!
Тут же на лице появляется улыбка, вспоминаю их такими же несмышленышами и объяснение одним из них названий дней недели: «Пятница, потому что чешут пятки».
Мой буйный, неугомонный седьмой класс. Аж подпрыгивают от нетерпения, что же Людмила Анатольевна им сегодня приготовила. Не буду их огорчать. Изучаем раздел «Древнерусская литература». Пусть попробуют написать былину. Реакция мгновенная: «О-о-о! ничего себе. Мы не сможем!» Улыбаюсь, молчу, пережидаю. Я уверена – смогут, конечно, после моего объяснения. Так и есть.
Медведь и Семенка Иваныч.
Как воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда просыпался молодой Семенка
Молодой Семенка, свет Иванович.
Как проснулся молодой Семенка
Молодой Семенка да Иванов сын
Так и в лес пошел да за грибочками…….
Глотов Павел.

Поучение.
Друг мой, прочитай эту грамотку, не посмейся над ней, а призадумайся.
Как сильный бьет слабого – останови его.
А видишь старого – не смейся над старостью, задумайся- все к ней придем.
Как видишь животного – не обижай его, не может тварь бессловесная высказать печаль и боль свою.
Минуту цени каждую, ибо жизнь твоя быстро пройдет.
Не суди других, научись судить о себе самом…
Игнатеня Сергей.

Моя боль – восьмой. Как вас разбудить? Что их заинтересует в фольклоре? А на-пишите-ка, милые мои, частушки о школе. «Мы не умеем!» «А вы попробуйте». Сколько радости, смеха, неожиданных открытий на следующем уроке.
На уроке я смотрела, На уроке обещаю
Как летала птица. Не шуметь и не болтать,
Не решила я пример, Если и ответ не знаю,
В итоге – единица. Альмякова ЛБуду руку поднимать. Молчанов А.
В голове моей опилки,
А в тетради двойки.
Мне б решебник завести
Для переработки.
Шитц А.
Естественно, кто-то просто и списал. И ругать их не стоит. Ну, может, пожурить слегка, особенно, если и не пытаются присвоить авторство себе. Ведь искали и нашли, а это тоже труд.
Вот так потихоньку-помаленьку и продвигаемся вперед. Вот уже и умеют и заме-чают многое. Вот и эстетический вкус вырабатывается. А тут смотри, в действиях, в ми-мике, жестах, интонации увидели проявления внутреннего состояния героя. Вот соотносят его поступки со своим мироощущением: «Мне его стало жалко», «Я понял, почему он так сделал».
Вот первые попытки осознать себя в этом мире, в мире, в котором то радостно, то одиноко ощущает себя каждый ребёнок. Я становлюсь уже доверенным лицом. Ведь мы живем в селе и знаем друг друга лучше. Когда ты точно знаешь, что в семье этого ребенка до него, по большому счету, дела нет и мама, хорошо, если пару дней в неделю бывает способна адекватно оценивать действительность, а ребенок в своей работе рисует чудо- семью, образец благополучия. Были в моей практике такие случаи. Я понимаю, что это не обман и даже не столько мечта, сколько тоска по тому, чего у него нет. Бывает, становишься единственным хранителем детской тайны. Как трудно оценивать такие работы, всплески души.
Такие они, мои озера. Непохожие, удивительные, пока еще не замутненные. Я долж-на, просто обязана сберечь их чистоту, они на меня надеются, верят мне. И опять накаты-вает та самая слабость, то отчаяние.
Сколько всего я могла бы сделать, попробовать на своих уроках, если бы… Два часа в не-делю с 5 по 9 класс… куда ж это годится! Опять скакать по темам, простите за сравнение, как бешеный сайгак. А ведь это не только беда и боль среднего звена школы. Уже во вто-ром классе всего два часа. Зато называется предмет как красиво: «Литературное чтение», конечно, никак иначе. Некоторые дети за лето буквы успевают забыть, а тут «литератур-ное чтение» аж целых два урока. Я уже совсем не удивляюсь, когда в восьмом классе, по-сле прочтения произведения, данного в учебнике в сокращении, с восторгом спрашивают, есть ли полная версия повести. Когда ей было проснуться, жажде чтения? Наш современный мир – это телевизор, видео с боевиками, ужастиками с реками крови, компьютер. Так оставьте же мне их, мои уроки литературы. Бегом невозможно работать над нравственным становлением, приобретением моральных, этических жизненных принципов. А формирование души? А при современном количестве часов – это все равно, что соединение вместе профессии бегуна- спринтера и процедурной медсестры. Ох, не затянулись бы тиной мои озера.
Все решено, ухожу! Как? Ухожу?! Но я не смогу без школы. Я не смогу без школы! Остаюсь!!!