Эссе учителя

Мой жизненный путь

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Закончен день очередной,
Я прихожу домой.
Здесь ждут меня уют, покой
И разговор с судьбой.
Горячий чай себе налью
И сяду за столом.
Глотками медленными пью
Темнеет за окном.
«Ну, что, устала?- слышу я
Вопрос из темноты.
И крест, что дан мной для тебя,
Нет сил уже нести?»
Я на судьбу сквозь тьму смотрю,
А на душе тепло.
Я ей улыбку подарю
С ней в жизни так легко.
Я расскажу ей, не спеша,
Слова бы вот найти.
Пусть успокоится душа,
Я буду крест нести.
Мне часто слышать приходилось,
Что жизнь прожить - не поле перейти.
Но у меня вот так случилось,
Что надо жить и поле что нашла пройти.
Кто пробовал перейти поле, тот скажет, что это не совсем легкая задача. Поля-то бывают разные: и каменистые, и песчаные, и ровные, и холмистые. Каждый проходит отмерянное ему судьбою поле по-своему. Вот и получается, что у каждого человека в жизни свое поле, словно крест, данный при рождении, остается с ним на всю жизнь. Он и труден, и тяжел, иногда неудобен, а все же свой.
И у меня в жизни есть свое поле. Трудно бывает, руки иногда опускаются, но ведь оно же мое: уйду с него, и зарастет сорняком или дикой порослью. Страшно было на него зайти, так как непростое оно. Поле мое – поле злаковое. С одной стороны волновало, манило, звало своими росточками, с другой – большая ответственность ложилась на мои плечи, так как росточками на моем поле были и остаются дети.
Мне предстояло осматривать и обрабатывать почву на каждом шагу. Перебирать семена, и не спеша сеять их, чтобы попали они не на дорогу, не в терновник, а в мягкую, согретую солнцем, насыщенную влагой и воздухом почву. А сколько на поле было и остается камней и в глубине и на поверхности, больших и маленьких, которые приходилось и еще придется собрать и сложить на обочине.
Всем известно, что семена не будут давать сильные всходы, гибкие стебли и зрелые плоды, если работать с ними без любви. Вот и приходится трудиться над каждым ростком. И счастье начинает наполнять тебя всего, когда видишь дружные ровные колосья.
Кто хоть раз заходил по пояс в пшеничное поле, тот запомнит на всю жизнь волнующее состояние души от прикосновения колосков. Кажется, что каждый окружающий тебя колосок хочет коснуться тебя, и ты тянешься к ним, чувствуешь себя частью чего-то очень большого и чистого. Гладишь их по макушкам, идешь вперед, оставляя после себя след, а они еще долго будут гнуться в твою сторону.
То чувство, что возникло в сердце, уже не дает тебе право идти по полю бездумно, напролом. Оно заставляет задуматься о следующем шаге, о его последствиях. Какой след я оставлю на своем жизненном поле, в душах детей? Смогу ли помочь «колоскам» найти и осмыслить цель жизни?
Сейчас, находясь посреди своего жизненного пути, я могу сформулировать свое основное предназначение – помочь найти детям нормы чистой нравственности, вырасти воспитанным человеком. Человеком, живущим в гармонии со своими чувствами и желаниями, который боится оскорбить того, кого любит, кто слышит голос совести и различает добро и зло, правду и ложь, истинную свободу и зависимость от инстинктов и страстей.
Мои дети-ростки должны правильно понимать мысль: «Живи, чтобы жить». А что значит жить? Совершенно очевидно, что смысл жизни для ребят (и не только моих) может быть только в самой жизни, в возможности переживания ее результатов.
Мы, сеющие свои поля, идущие между своих колосков, должны помочь им вырасти достойными людьми, которые стремятся к совершенству, утверждают словом и делом высокие духовно нравственные идеалы, формируя в себе зрелые плоды и семена. Задача это трудная, но посильная. Главное - сделать первый шаг в сторону своего поля.
Каждый, живущий на нашей Земле,
Ищет по жизни свой путь.
И очень важно тебе и мне
Как бы с него не свернуть.
В полночной тишине открою я окно,
Мне почему-то в эту ночь не спится.
Передо мной природы полотно,
Здесь стон земли и крик далекой птицы.
Бродяга ветер дунет и замрет,
Обдав лицо живительной прохладой,
Мечта меня далеко унесет,
Я - человек, но что мне в жизни надо?
Спешу ответить просто: « Я учитель,
Достичь гармонии во всем стремлюсь,
И обращусь к тебе я, Бог- спаситель,
Я за Природу- матушку, детей боюсь.
Я с экологией шагать стараюсь в ногу,
И с прозой жизни я не соглашусь,
Ведь не простую выбрала дорогу,
Природу, душу детскую я сохранить стремлюсь.
Опыт убеждает, что лозунги, лекции, и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Они необходимы, но одного этого мало. Нельзя пойти в библиотеку, начитаться умных учебников и скачав из Интернета информацию - сказать: «Теперь с экологическим сознанием у меня все в порядке…», так как сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейник, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Им не надо объяснять первоосновы бытия. Таким образом, воспитывается не просто милосердие, а формируется особое нравственно-экологическое восприятие природы.
Но как сделать так, чтобы окружающий их мир не стал привычным и обыденным, чтобы дети не потеряли способность удивляться этой красоте?
Но как? Какими средствами, путями?
Так ограничены возможности подчас.
А может быть словами и делами
Взволную, заинтересую я свой класс.
В образованье я экологическом
Работаю уж много лет подряд.
В сердцах ребячьих, в душах ученических
Основы экологии не спят.
Опять экологическую нравственность
Я в хрупких детских душах нахожу.
Лелею, берегу ее направленность-
Любовь к природе у ребят бужу.
Позднее просыпается сознание,
Что мир природы – хрупкий, но живой,
Отсюда начинаю воспитание:
Природа- мать, и храм, и дом родной.
Идем смотреть на лунную дорожку,
Что делит нашу речку пополам.
Затем с детьми в золе печем картошку,
Так хорошо, тепло, уютно нам.
С каким восторгом вдруг осознаю-
Стоянка чистая и беспорядка нет.
Задачу первую и главную свою
Я выполнила - это мой ответ.
А что же дальше? Мало говорить-
Любовь к природе подтверждаем вечно.
С наукой к детям надо приходить,
В том помогает мой кружок, конечно.
Глаза ребячьи светятся, горят,
Им интересно - это мне и нужно,
Ребята спорят, просто говорят,
Мероприятия готовят очень дружно.
Зачем нам птицы? Как они живут?
А чем питаются забавные пингвины?
А почему по-разному поют?
Где обитают клесты и павлины?
Мы с ними о животных говорим.
И праздник леса долго будут помнить.
Бегут опять: «Давайте повторим
Мы правила, чтоб знания пополнить».
Я викторину детям предложу,
И конкурсы досуг ребят заполнят.
Домой с улыбкой теплой ухожу,
Ведь твердо знаю: «Все они запомнят».
Твержу себе: «Земля – наш общий дом,
Прощает все она, нам благодарна
Недаром много лет с душой поем:
«С чего начинается родина?»
С поселка, с деревеньки, где живешь!
С тропинки узкой, что как змейка вьется!
С природы - в чьих ладонях ты растешь,
И песня матери, что так негромко льется,
И я подумала: «Что далеко ходить?»
Пространно рассуждать об экологии.
На малой Родине мы будем находить
Объекты для защиты очень многие.
В степи поля раскинулись широкие,
В полгоризонта лесополосы густые
А кое-где березки одинокие
И люди добрые, хорошие, простые.
Проделали с ребятами работу-
Экологический маршрут назвали мы пропой,
И проявляем теплую заботу
О родничке, о речке дорогой.
И скоро вновь появится тропа
К нетронутым клочкам привольной степи-
Все в будущем для нас, ну, а пока
В природу вера у детей пусть крепнет.
Природу охранять - не поле перейти,
К гармонии стремиться - дело чести.
И надо силы нам в себе найти,
Всем миром охранять природу - вместе!
Кто я в природе? Нет не госпожа,
Что призывает экологии учиться!
Стремлюсь, ее величеству служа,
Сказать: «Природа, пусть твой век продлится!»
И если дети на пути своем
Посадят дерево, больной помогут птице,
Мы с облегченьем, взрослые, вздохнем:
«С родной землей плохого не случится».