Эссе учителя

Мое педагогическое кредо

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Быть психологом – большая ответственность.
Как педагогика влияет на личность педагога, так и психология на личность психолога. Психология, в мою жизнь привнесла момент опосредованности, то есть она не облегчает жизнь, не обеспечивает переживания, трудности, но она даёт во внутреннем плане ощущение некоторой закономерности, что подобное было и с другими, что это имеет какую-то логику, какой-то внутренний закон. Потому что, скажем, вне психологии, как мне кажется, то, что обрушивается на человека, часто воспринимается как катастрофа, которой ни с кем ещё не было, она единственная в своём роде. А психология даёт некоторый подспудный план иного видения. Посмотреть на себя как бы со стороны. Можно сказать второй план видения. Это не значит, что ты его всегда можешь вызвать, можно полностью погрузиться в переживания, но возможность этого плана будет сохраняться.
Для меня быть психологом намного сложнее, чем педагогом. Можно даже сказать, что не только сложно, но и страшно. Страшно потому, что, если можно так выразиться, психология – это наука больших освещений. Освещения, света, понимаете, вот так же как ваше лицо, когда надо на нём сделать операцию, то направляют мощные лампы, прожектора, ещё что-то. И когда мы как психологи включаем свет и смотрим на человека – это страшно, страшно своим движением, жестом или словом причинить вред. Ведь не спроста девиз психологов – «Не навреди!» Поэтому, в частности, психология вне духовного контекста наука очень тяжёлая и требует от меня очень высоких личностных качеств, высокого самоконтроля, положительного отношения ко всему происходящему.
Это не значит, что я вообще такая идеальная, что меня не посещают грусть, отчаяние, агрессивность и интеллект у меня выше некуда. Но, по определению, клиенту с которым я работаю, будь то взрослый или малыш, ему хуже, он нуждается именно во мне. Психически, личностно, я должна быть сильнее его. Иначе мне здесь делать нечего. Иначе я не должна туда идти. Понимаете?
Вы знаете, когда я, окончив институт, пришла первый раз в школу, в учительскую, учителя говорили: «Вот, опять этот понедельник.… Вот, мерзавец Иванов или Сидоров». Я послушала и дала себе клятву, что если я когда-нибудь начну так говорить или думать, то на следующий день я уйду из школы. Я считаю, что если ты берешься, выходишь давать что-то, так давай, будь дающим, преподающим урок, знание, опыт, совет, пример. И не важно, что у тебя происходит в личной жизни, что у тебя на душе. Это никому не будет важно. И никто не подумает, не оправдает, что я поступила не как профессионал, потому-то. И в результате получается, что я должна вести себя как будто небожитель. Именно с этой позиции. Это как бы норма. Норма.
Есть такой парадокс: человек, если он только человек, меньше, чем человек…. Поэтому, стать
специалистом-психологом можно лишь стремясь к тому, что выше его и больше, так как, если ты делаешь во имя конкретной вещи, то содеянное конечно и несовершенно. Надо делать во имя бесконечного, чтобы это было нечто большее, чем то, что ты фактически делаешь.