Эссе учителя

Я и образование XXI века

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Есть школа 86
В ней все живут одной семьей
Она раскроет двери всем
И станет каждому родною.

Но разве мог тогда представить я
Насколько породнимся с этим зданьем,
Что я пойду в учителя
Не возникало мысли даже в подсознании.

И вот сентябрь. Вхожу впервые в светлый класс,
Немного содрогаясь от волненья
И 30 пар наивных детских глаз
Глядят в мои глаза немного с опасеньем.

И будни школьные помчались чередой:
Тетрадки, перемены, педсоветы.
И класс, что был чужой -теперь родной.
На многие вопросы есть ответы.

И вот четвертый уж сентябрь миновал
И от волнения былого не следа.
Упреки материнские сменили гордости слова.
Ведь в школе я, наверно, навсегда.

Всё те же 30 пар смышленых детских глаз
Встречают у дверей из года в год.
С улыбкой строгой каждый день вхожу я в класс
И каждый мой урок, он шаг вперед.

Мне нравится смотреть на утренний рассвет,
Как малыши с портфелями бегут.
Другой судьбы желать, наверно смысла нет
Ведь школу «сладкой каторгой» зовут.


Придет тот день, настанет светлый час.
Я знаю мы дождемся, несомненно.
Когда учителей, друзья всех нас
Поднимут все ж на пьедестал почета, уваженья.

Наш год стремительно шагает по стране,
А значит ждут образованье перемены.
И не страшат реформы, измененья.
Дай Бог нам силы всем на новые свершенья.

Сегодня российская школа стоит на пороге очень серьёзных информационных реформ.
Два слова - «образование» и «инновации» - стоящие вместе, чётко соответствуют приоритетам государства. Текущее столетие как перспективную эпоху жизнеутверждения человечества квалифицируют различно: «век скоростей», «век интеграции», «век информации». С не меньшей справедливостью его можно квалифицировать как «век образования». Образование в данном случае следует толковать объемно — как многомерный порождающий ресурс стратегического порядка гражданской, нравственной, познавательной направленности.
Радует, что в настоящее время государство и правительство обратило особое внимание на проблемы школы. Национальный проект «Образование» успешно осуществляется в России. Мы это ощутили и на федеральном, и на региональном уровне, и в школе. Это и денежные гранты лучшим учителям и школам, и стипендии талантливым учащимся, и подключение школ к Интернету.
Проблема качества образования в школе существовала, наверное, всегда. Какими только методами, с помощью каких только реформ не пытались ее решить. В современной школе существует множество технологий, используемых на уроках. Но у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Одни из учителей добиваются прекрасных результатов, другие, используя в своей работе те же методики, никак не могут достичь каких-либо значимых успехов.
Проработав в школе 5 лет, я тоже использовал в работе многие технологии, различные формы и методы обучения. Но все-таки главную роль в школе, по-моему, играет учитель. Именно от него зависит, будет ли та или иная методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся. И тогда о каком качестве образования может идти речь? Но именно сейчас во главу угла ставится личностно-ориентированный подход на уроках. Это обусловлено, прежде всего, тем, что за последние несколько лет в стране выросло совсем новое поколение. Современные дети часто не верят бездоказательным утверждениям учителя, им нужно, как утверждал Базаров, «пощупать, потрогать». Ученики подчас уверены в своей правоте и просто объяснения учителя, его уверения в том, что нужно обязательно выучить, допустим Шкалу Рихтера, не принимают.
Современные ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в виртуальном мире, не представляют своей жизни без Интернета. Кроме того, сложная экономическая обстановка последних лет способствовала тому, что происходит социальное расслоение общества. Многие учащиеся, часто из социально неблагополучных семей, не хотят учиться, не видят в этом нужды, перспективы. У таких учащихся нет мотивации к учению.
Вот поэтому главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения.
Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет. Можно много говорить о реформах, о качестве образования, но если нет кадров, нет учителя, способного на самоотдачу, на внедрение нового в образовательный процесс, если учитель сам не перестроился, а работает «по старинке», если он не видит в ученике личность, о какой реформе может идти речь, о каком качестве образования можно говорить?
В своей работе я пытаюсь интегрировать опыт, полученный мною от своих коллег, проработавших в школе не один десяток лет с современными веяниями времени.