Эссе учителя

Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти…

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Чистоту, красоту мы у старших берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В.С. Высоцкий

Что такое счастливое детство? Это мечты, мечты, их очень много… Каждый человек в душе мечтатель. А.Грин сказал, что «детское живет в человеке до седых волос». У меня же склонность к профессии проявилась довольно рано, ещё в детстве. Мои подруги играли во «врачей», в «актрис», в «продавцов»… Ну, а я всегда была «учительницей». Мне нравилось быть умнее своих сестёр и бессловесных кукол , нравилось, когда мои указания выполнялись, а я ставила оценки. В школе я увидела настоящих учителей, и понимание профессии очень изменилось. Моя учительница была не только самой умной, но и самой красивой, самой доброй, самой замечательной. А потом открылся передо мной многообразный и удивительный мир школы.
Поступив в Казанский государственный педагогический институт, я поняла, что приблизилась к тому, чтобы стать учителем. Мне дали знания: глубокие, обширные знания и по языку , и по литературе. Но, пожалуй, ещё более важно, что мне дали знания педагогики и психологии; показали направление саморазвития и самосовершенствования. Передо мной ожили лучшие примеры отечественной педагогики. Педагогический опыт А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, и многих других помогал мне выбрать правильный путь и вселял уверенность, что можно стать настоящим учителем.
Но институт не выпускает «готовых учителей». Это я поняла, когда переступила порог своей родной школы. И передо мной встала новая проблема. Как реализовать себя, раскрыть все свои потенциальные возможности и помочь это сделать своим ученикам? Я вхожу в класс и вижу глаза ... В одних – настороженность, в других – интерес, в-третьих – надежда, в чьих-то равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Как часто внешние стремления и внутренние потребности моих учеников не совпадают, как часто это несовпадение приводит к конфликтам! Как избежать, предотвратить их? И я стараюсь угадать, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Для меня она такая: показать, что даже самый «плохой» ученик – в душе талантлив, а может быть, даже гениален.
Каждый человек в своей жизни, чтобы чего-нибудь достичь, вынужден учиться. И уже только потом, становясь мастером, он передает свой опыт, свои знания молодому поколению, но это все на производстве, а дома, воспитывая своих детей, мало останавливаться на одном наставлении на путь истинный. После рождения дочки и сына, я поняла, что воспитание этих крох состоит не только из нравоучений и наставлений, большую роль играет любовь и личный пример. Не только родители учат, но и учатся у ребенка – любви, терпимости, учатся смотреть на мир его глазами.
«Учиться, чтобы учить, и учить, чтобы учиться»- на этих правилах основывается работа учителя, педагога. Это не производство, не армия, где начальник отдал приказ и этот приказ должен быть выполнен. Учиться любить, понимать учеников, учиться следить за собой – это подчас сложно, но необходимо, без требовательности к себе нет учителя.
Покорять надо делом. Дети умеют быть благодарными, умеют прощать и забывать об обидах. Детям нужен пример, они нетерпеливы, им нужен сразу готовый результат и тогда учитель должен работать и учиться, чтобы с утра, войдя в класс, сразу покорить детские души. Без любви нет взаимопонимания. Как часто мы помним об этом в семье и почему-то забываем в классе.
Учитель сегодня - это канатоходец по тонкой грани здравого смысла, подтачиваемой волчьими зубами рынка с одной стороны и вымываемой бурной пучиной идеализма с другой.
И альтернативные программы , и новые педагогические технологии , и психологическая служба в школе, и гуманизация образования, призваны не только дать ребёнку возможность комфортно чувствовать себя в стенах школы, но и помочь самореализоваться в современном обществе. Что это значит ?
Это значит, что мы сейчас должны ставить ребёнка перед выбором, позволить найти ему свой путь, исподволь заложив в него любовь. Любовь - основное проявление нравственности. Любовь к жизни, к Богу, к ближнему, как к самому к себе, к окружающему миру, к великому чуду - Природе - без этого человек будет ущербен.
Это значит, что обучение в школе должно быть построено на естественном для ребёнка процессе творчества, процессе прохождения пути от собственной идеи до создания вещи, произведения искусства, научной гипотезы, собственной жизни, себя самого.
У.А. Уорд сказал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Время заставляет нас, обычных людей, призванных необычной профессией становиться тем, чем и был - человеком. И каждый человек по-своему велик. .
Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними — и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я преподаватель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В моем представлении учитель 21 века — это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути.
Учитель 21 века — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. Узкопрактические специалисты не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией — одна из ведущих способностей педагога. В моем представлении, 21 век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
Учитель должен сам соответствовать духу времени, быть деятелем, а не покорным исполнителем. Не помогут никакие инновации, никакие технологи, если нам будут навязывать их сверху. Нужно начать с себя.
21 век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компьютер. Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, — лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.
В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.
Каждый учитель, наверное, не раз задавал себе вопросы: «Зачем мне нужна эта школа с маленькой зарплатой, с сомнительной престижностью?». Наверное, многие не раз за этот непростой отрезок своей жизни пытались писать заявление и уйти, сбежать от этих пединноваций и технологий, этих бесконечных проверок тетрадей и поурочного планирования. Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Однажды моя наставница сказала: «Учитель всегда должен быть интересен своим ученикам. Учитель, у которого нет никаких увлечений, кроме профессиональных, не может не вызывать сомнений в профпригодности. Особенно женщина». Я долго думала над этой фразой, потом пришла к выводу, что это действительно так. Умей радоваться жизни во всех её проявлениях: и в гармонии, и в диссонансах. Но нет, по-моему, нет ничего печальнее, чем учитель, который переносит своё настроение из класса домой и из дома в школу. Вся моя большая семья всегда в курсе всех моих школьных дел. Но у нас давний уговор: тяжёлый портфель со злостью, раздражением я бросаю за порогом дома – пусть попинают его все, кому не лень. И все свои мелкие и крупные семейные (у кого их нет!) проблемы я также теряю по дороге из дома в школу. А это главнее всего.
Думаете, я всегда живу по законам? Конечно, нет. Но я всегда помню о них и, наверное, поэтому я просто счастлива, потому что сама выбрала себе такую профессию и сама не захотела её поменять ни на какую другую.Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти…