Эссе учителя

Моя педагогическая философия

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Два сердца, бьющихся в такт.
Любить можно то,
чему отдал частицу своей души.
В.А.Сухомлинский

Моя педагогическая философия. В детстве я играла лишь в две игры – я была либо «врачом», либо «учителем». Но поскольку с врачами в детстве сталкиваешься редко, да и то, в основном, только с зубными, а с учителями каждый, практически, день, то, наверное, это и сыграло большую роль в выборе моей профессии.
Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь – что может быть лучше? Наиболее близка этим идеалам, этому призванию, - профессия Учителя. Учитель - это духовный наставник. В его труде – самоотречение и радость творчества, сила духа и способность сопереживания.
Каждый день, переступая школьный порог, учитель должен забывать о мирской суете, о тревожащих его сердце бедах и входить в класс с просветленной душой.
Где же взять силы для каждодневного вдохновения? В самом себе и в детских пытливых глазах, заинтересованных, вопрошающих, ожидающих. Не оправдать их надежды невозможно. Они верят в тебя.
А какому учителю поверят? Ученики отвечают обычно на этот вопрос так: «Учителю, которого ждут». Умному - да, эрудированному - конечно, умеющему – безусловно, а главное – человечному.
Каким должен быть учитель? На мой взгляд, это должен быть
во – первых, человек эрудированный и образованный, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других;
во – вторых, учитель должен стать другом не потому, что опускается до уровня детей или же называет их взрослыми и требует от них взрослых поступков, а потому, что знает, как это сделать, опираясь на опыт современной психологии - науки, без которой сегодня учитель невозможен;
в – третьих, учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний.
Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец, а самое главное – он творец детской души и мысли.
В – четвертых, учитель – это всегда ученик. В современных условиях, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня, необходимо настойчиво искать новую информацию, умело управлять ее потоком, профессионально ее использовать.
В – пятых, каждый учитель должен заботиться о повышении престижа своей профессии, должен осознавать и понимать, для чего пришел в учительство.
И наконец, и это самое главное, каждый учитель должен быть – ЧЕЛОВЕКОМ.
Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет - должна. Но это не стена и не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.
Учительское мастерство обучения и воспитания, синтез познавательного и нравственного позволяет педагогу перейти от профессионального общения с ребенком к высокому вдохновению,
к Со - Творчеству Учителя и Ученика. И если бы меня попросили раскрыть сущность их взаимоотношений, я бы нарисовала два сердца, бьющихся в такт.
Итак, выбор сделан – я учитель.
На протяжении всей школьной жизни, самыми уважаемыми и любимыми для меня были учителя математики. Я помню всех без исключения. Это: Симдяшкина Клавдия Васильевна, Клюева Альбина Андреевна, Кочев Николай Игоревич, Гоглева Любовь Павловна. Да, их не так много, но они для меня были и будут лучшими. Именно поэтому я – математик.
Это были и остаются (за исключением Альбины Андреевны, т.к. ее уже нет с нами) не просто прекрасные учителя, а в первую очередь – замечательные люди.
И став сама педагогом, перед собой я поставила задачу: быть не только учителем, а, прежде всего, хорошим человеком.
Для себя я решила, что нужно быть человеком, которому не чужды такие качества, как: сотрудничество, сопонимание, сопереживание, сочувствие.
Без этих составляющих - невозможно, по – настоящему, ввести ребенка в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, ибо «пока душа болит, - мы люди, а не болит, что за душа» (В. Казанцев). А, главное, нет диктата. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим.
Я не согласна с теми учителями, которые являются заложниками своего настроения. Мы не должны все наши неприятности и невзгоды перекладывать на хрупкие детские плечи. Но иногда бывает, что педагог вымещает всю свою злость и негодование на своих учениках. И тогда не только мел крошится и ломается в его руке, но и детские, если хотите, судьбы. Жаль таких педагогов, и страшно за детей. Пусть, если иначе никак, учитель переломает весь мел в школе, главное – чтобы ни одна крошка его злости, плохого настроения не упала на ребенка. Настоящий мастер своего дела должен уметь играть свою роль. Подобно артисту на сцене учителю при входе в класс необходимо забыть о своих личных проблемах, переживаниях и помнить только о своем предназначении – создании условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
И, конечно, надо всегда думать о детях лучше, чем они есть, уметь прощать их недостатки. Нет безнадежных детей, есть безнадежные педагоги. «Педагог обязан изучить ребенка всесторонне, то есть изучить не только его индивидуальную психологию и характер, и одновременно строить правильный воспитательный процесс» (Ш.А.Амонашвили).
«Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика. Надо встречаться с учеником, как с другом, единомышленником, переживать вместе с ним радость побед и горечь утрат»
(В.А. Сухомлинский)
Мне интересен каждый ребенок. Мне нравится общаться равно как с отличником, так и с так называемым «трудным». Хотя я не совсем понимаю значения этого слова. Каждый человек в чем–то «труден», а в чем–то открыт для других.
Какое внутреннее удовольствие испытываешь оттого, что находишь точки общего соприкосновения, а они есть всегда, нужно только уметь их увидеть и в ребенке, и в себе. Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя.
Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества – идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности. Гуманистическое начало в воспитании есть важнейший элемент педагогической культуры учителя. «Гуманность – это не ровный, сдержанный тон и тем более не подкрепленный умилением либерализм. Подлинный воспитатель – всегда человек широкого эмоционального диапазона: он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях учителя правдивость и искренность – это и есть настоящие доброта и гуманность» (В.А. Сухомлинский)
Я полностью согласна с Ф. Дольто, которая писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения со взрослыми не как с хозяевами или лекторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами. Для Ф. Дольто дети – это не «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, а человеческие существа, перед которыми мы ответственны.
На протяжении многих лет я придерживаюсь личностно-ориентированного подхода в обучении. Личностный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе – ключевое направление прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает такие воспитательные идеи и принципы, как идею развития личности или личностной направленности воспитания и образования, общечеловеческие принципы гуманизма, идею демократизации педагогических отношений как основы формирования демократической личности, углубление индивидуального подхода, принцип природосообразности обучения и воспитания, идею активизации и использования внутренних саморегулирующих механизмов развития личности.
Вот уже девятнадцать лет первого сентября я переступаю порог родной школы №2, и нет для меня большей радости, чем видеть «распахнутые» детские глаза, улыбки, осознавать то, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Школа стала не просто работой. Это душа. И всегда становится легко, когда осознаешь потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.
И в заключение хочется сказать о главном:
Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покоряясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.