Эссе учителя

Славлю своих учителей

Рейтинг
ПлохоОтлично 

«Я не знаю, как можно любить чужих детей» - сказал много лет назад человек, вошедший в мою семью, когда не стало моей мамы.
Я не была чужой для бабушки, с которой мы жили на ее ежемесячную пенсию в 20 рублей; для тетушек, которые ходили ко мне с гостинцами пешком 25 километров в один конец; для дяди, который играл на баяне и учил меня петь... Осознав, что для них я не самая родная, уже тогда, 40 с лишним лет назад, я решила что, когда вырасту, буду любить своих и чужих детей. Хотя всю жизнь жалею, что моя мама ничему не смогла научить меня, не успела…
Мама
Не сможешь ты узнать о том, как дочь моя росла.
Всегда хотелось мне, чтоб ты понянчила сынишку.
Но ты ушла так рано, ты так мало прожила,
И говорят, что даже мне ты не читала книжку.
А в детстве обижали и дразнили, как и всех,
Но белый бант на праздник кем-то всё же был повязан.
И первая любовь, и пораженья, и успех-
Всё было, но рассказ о маме папой недосказан…
Ведь ты была красива, молода и весела,
Семью свою любила и хотела быть любимой.
Родная, я тебя уже давно пережила,
И время так бежит вперед, бежит неумолимо.
Не буду вновь от горя и от боли я кричать.
Как быстро дни идут мои и годы пролетают.
Я в мыслях говорю с тобой и вновь хочу сказать:
-Родная моя мама, как тебя мне не хватает…
От всей души я благодарю родных и близких людей, которые помогли мне встать на ноги, и членов своей собственной семьи за то, что они не чувствовали себя обделенными любовью, когда их мама и жена уделяла больше внимания другим детям, другим семьям.
Но это потом. А тогда, много лет назад, родные собирали меня в первый класс. И все были рады, потому что вся деревня знала: учительница Евгения Федоровна Соловьева – самая лучшая. Так и оказалось...Годы прошли, а у меня в памяти уроки истории, на которых мы с закрытыми глазами путешествуем во времени; хороводы в школьном коридоре; выступления перед родителями. А еще авторучка, которую учительница подарила мне на день рождения, якобы от папы, и книжка «Рукоделие»...
Первая учительница
Посвящается Евгении Федоровне Соловьевой
Это было сорок лет назад.
Вы учили маленьких ребят
Азбуке и счету, и письму.
Музыке и доброму всему.
Вы учили родину любить,
Каждому правдивым. Честным быть.
И уроки эти навсегда
В памяти остались. А тогда…
До сих пор забыть я не могу
Песню ту, про «лебеду на берегу»,
Мандолины Вашей перезвон-
В хоровод звал ребятишек он.
Шли в поход мы, край свой изучать,
А к доске бежали отвечать.
В школу к Вам в метель и в гололед
Шел пешочком маленький народ.
Ждали Вы замерзших у дверей,
Согревали всех теплом души…
Как же Вас любили малыши!
Эти чувства много лет храним.
Вам за все « спасибо» говорим.
Наверное потому, что у меня была такая замечательная первая учительница, всегда на праздники и дни рождения я тоже дарю своим ученикам подарки, и делаю это с удовольствием. Рукодельничать тоже люблю. И мне приятно, когда рукодельными называют и моих учеников. Любовь к музыке, которую привили мне дядя и первая учительница, я тоже передаю своим ученикам: сочиняю для них песни, и мы вместе выступаем на концертах.
В средней школе любимым уроком для меня стала литература. Вела эти уроки Раиса Васильевна Иванова, красивая, артистичная. Она так преподносила учебный материал, что невозможно было его не понять, не поверить в него, не полюбить.
Со своими учениками я стараюсь быть честной, в неинтересном материале найти «изюминку».
Учитель должен быть актером. И если на моем уроке дети аплодируют мне, друг другу или автору – я ощущаю истинное счастье.
В детстве счастьем была каждая встреча с любимой классной мамой – Лидией Ивановной Платушкиной. Она учила нас быть добрыми и честными, воспитывала в каждом активную жизненную позицию, любовь к Родине. Это стараюсь воспитать и в своих учениках, приводя в пример человеколюбие, добродеятельность Лидии Ивановны.
Посвящение. (Лидия)
Вы входили в наш класс,
Словно стройная, белая лилия.
И знал каждый из нас –
Вы учили и просто любили нас.
И ваш каждый урок
Был наполнен любовью и радостью.
Не набрать счастья впрок.
Вы ушли , к сожаленью, до старости…
Нам хотелось у Вас
Получить похвалу, порицание.
Встречи с Вами для нас,
Как награда за те ожидания.
Всем нам нужно понять
То, что надо беречь тех, кто дорог нам.
Не вернёшь время вспять.
Вы простите за всё. И спасибо Вам.
Все мы помним о Вас.
Все мы знаем – сейчас с нами Лидия.
Образец доброты,
Чистоты, красоты – это Лидия.
Пролетают года,
С нами Вы навсегда, наша Лидия.
Вы – учитель с большой.
Вы – навеки со мной, наша Лидия



Став взрослой, я очень скучала по своей школе, любимым учителям, родине.
Моё Рождество
Я помню детство, полное тревог,
И свою юность с множеством дорог.
Всегда манило и к себе звало
Ты, Рождество, любимое село.
Часовня у Граничной, у реки.
Чуть дальше – школа, дети у доски,
Учительница первая моя
И школьные надёжные друзья…
Промчались годы. В Рождестве я вновь.
Моя семья здесь, тут моя любовь.
Вновь вдоль часовни в школу я бегу.
Я жить без милой школы не могу.
Жду ребятишек в классе у себя,
Пою я песни, музыку любя.
В день Рождества я соберу друзей,
И станет всем теплей и веселей.
Всегда так будет:
В школе первоклашки,
В деревнях – люди,
На лугах – ромашки,
В лесу – деревья,
На полях – пшеница,
Чтоб где родиться,
Там и пригодиться.
Именно на родину стремилась я, учась в Торжокском педучилище. Годы учебы в нем дали мне верных друзей, которые «на всю жизнь», много практики и , конечно, уроки – например литература, где мои стихи могли слушать все 45 минут или природоведение, где самыми главными были вопросы «почему?» и ответы на них, или физики с высказываниями преподавателя: «На «пять» нужно знать все».
«Пятерок» в дипломе большинство, но знать все невозможно, и первые годы учительства были самыми трудными. Это годы проб, ошибок, поражений. И в тоже время – это был период поисков, самоутверждения, постоянной учебы. Ведь педагогика – это постоянное движение вперед. И я училась и учусь у коллег и вместе с ними, учусь с детьми и их родителями, осваивая новые технологии, методы и приемы, развивая учеников, развиваюсь и сама.
В коллективе нашей школы немало творчески работающих педагогов, которые делятся опытом с коллегами. Буквально с первых месяцев работы мне доверяли выступать по разным проблемам обучения и воспитания, и спустя три года я возглавила методическое объединение учителей начальных классов, которым руководила около тридцати лет. Всегда хотелось, чтобы с каждого заседания учителя что–то унесли в умах, сердцах и в руках.
Обучая других, приходится много заниматься самообразованием. Среди множества проблем, волнующих и интересующих меня – проблема личностно – ориентированного обучения, при организации которого каждый ребенок может проявить себя, а творческие способности и творческое видение мира понадобятся в старших классах и во взрослой жизни. Это важно также в условиях предпрофильного и профильного обучения, поэтому считаю своим долгом создание в классе условий для развития личности каждого ученика.
Результаты своих достижений ребята собирают в портфолио. Большинство детей любят выполнять творческие работы. Некоторые сочиняют стихи. Мы с ребятами с удовольствием участвуем в конкурсах муниципального и федерального уровня, в детских и взрослых номинациях (например, «Современный классный руководитель».), в различных акциях, например, «Помоги детям – инвалидам». Моя победа в Конкурсе лучших учителей России- это победа и моих учителей, и учеников.
Моим ученикам
Ведь вы из разных деревень
К нам в школу приезжаете,
Успешен будет ли ваш день,
Пожалуй, вы не знаете.
Но всё же я урок начну,
Узнаю, все ль здоровы вы.
В глаза я каждому взгляну,
Спрошу, что в жизни нового.
И вместе будем мы идти
Успешною дорогою.
И мы на жизненном пути
Достичь сумеем многого.
Участвовали мы с ребятами и в конкурсе, посвященном 80-летию Валентина Берестова. Этого замечательного поэта я тоже считаю своим учителем.
А дальше, ребята, урок листопада,
Поэтому в класс возвращаться не надо…
Очень люблю стихотворение В.Берестова «Урок листопада», люблю «листопадные» уроки на улице и в классе при свечах, когда мои ученики читают любимые стихи, читают Берестова.
Перечитывая стихи В. Д. Берестова о семье («Семейная фотография», «Любили тебя…», « Сердцевина»), о войне и о тех, кто с неё не вернулся («Костик», «Великан»), в очередной раз думаю о том, как дороги мне мои близкие и пишу о них и для них стихи и песни.
Никогда не повторится пусть война
Посвящается моей бабушке,
фировчанке Елизавете
Осиповне Николаевой
Расскажите мне про деда моего.
Я про жизнь его не знаю ничего.
Жизнь солдата унесла с собой война,
Мужа, сына и отца взяла она.
Как же долго, как же страшно было ждать,
Враг бомбит родное Фирово опять.
Ждут солдата его шестеро детей,
Нету с фронта ни привета, ни вестей.
…Не вернулся. Защищал он Ленинград,
С ним в сырой земле друзья его лежат.
А на Фировской земле опять весна.
Никогда не повторится пусть война.
Мне очень нравятся стихи В.Берестова о любви («То, обнимая, то, браня…», «Жена»). И я пишу о любви своей.
Люблю
Скажи, ну как твои дела?
Сама ты этого хотела.
Однажды в жизнь его вошла
И в жизнь мою ты очень смело.
Со мной рассвет, с тобой - закат.
Со мною – горько, ты сластила,
Я не ищу, кто виноват.
Его давно уже простила.
Спросила ты, люблю ль его.
А я сама того не знаю.
Ведь не живу я без него,
Я просто без него сгораю.
Проходит всё. Пройдёт зима.
Из сердца гвозди сами выйдут.
Люблю ль его, поймёшь сама.
Со мною он. Оставь обиды.
Я очень благодарна В.Д.Берестову за его «детстихи», за лирику, за философию, за то, что его поэзия помогает мне работать и жить.
Жизнь.
Я не искала славы никогда
И о наградах вовсе не мечтала.
Как быстро вихрями летят года.
И в этой жизни сделано так мало.
Любовью рождены и сын, и дочь.
Все мысли лишь о них и днём, и ночью
Нет крыльев. Пролетела б им помочь-
Любая мать лишь счастья детям хочет.
Пусть без богатств и роскоши наш дом,
Он очень дорог мне и очень нужен.
И с радостью забочусь я о нём –
Ведь он построен был руками мужа.
И рада я друзьям своим всегда.
Работаю, не чувствуя усталость…
И всё же быстро как летят года,
И в этой жизни сделано немало.
Я стараюсь воспитывать в своих учениках активную жизненную позицию, учу их уважать других, любить себя, пытаюсь развивать в них способности, самостоятельность, нестандартное мышление.
Мои детки получают и дополнительное образование, я всегда поддерживаю их успехи в музыкальной школе, спортивной секции, кружках. Три года назад разработала и веду курс «Этическая грамматика», который, несомненно, учит детей этическим нормам, что очень важно, чтобы в мире не потерялись такие ценности как «родина», «семья», «доброта», «нравственность», «патриотизм».
Здравствуйте, дети.
Расписан весь урок по буквам и по нотам,
Но как тревожно мне идти в любимый класс.
Как будто в первый раз волнуюсь отчего – то
И начинаю я о той войне рассказ…
Я расскажу о том, как деды воевали,
Как шли они на смерть, про боль и страх забыв.
Я расскажу о том, как их с Победой ждали,
Как праздновали мир, Россию сохранив.
Здравствуйте, здравствуйте, дети!
Вам счастья и радости всем.
Пусть вас на нашей планете
Никто не обидит ничем.
Здравствуйте, здравствуйте, люди!
Войну мы не сможем забыть.
Землю беречь нашу будем!
Давайте в согласии жить!
Я очень рада, что мое продолжение – моя дочь, продолжает и мое дело. Она дипломированный педагог – психолог.
Доченька моя
Не буду уповать
На то, что мол, страдать
Как женщине любой пришлось и мне.
Со мной моя семья,
Ты, доченька моя,
И от того я счастлива вдвойне.
Ночей бессонных ряд,
Игрушки все подряд
И нежелание в углу стоять.
Но песню мы споем
И сказки все прочтем,
Без этих сказок не могла ты спать.
А помнишь первый класс?
Тогда я в первый раз
Тебя за ручку в школу привела.
Те школьные года
Промчались навсегда.
И вот пора взросления пришла.
Теперь уж твой сынок,
Цветочек- огонек,
Родное существо ко мне бежит.
Игрушек миллион
И сказки любит он.
И для него с тобой нам надо жить.
Пусть будет у тебя
Счастливою судьба.
Ты знай, родная, я всегда с тобой.
Пусть бог тебя хранит.
Я горести твои
И все проблемы разделю с тобой.
Хотелось бы, чтобы моя дочь достойно могла решать проблемы, которые поднимает сериал «Школа» или шоу «Пусть говорят». Она молода, красива. Она любит детей, и я на неё надеюсь.
Среди моих бывших учеников тоже есть учителя – Горлова Инна Владимировна – учитель начальных классов, победитель районного конкурса «Классный руководитель» (как и я, несколько лет назад). Горжусь молодыми учителями и очень люблю их, как люблю своих нынешних учеников: старательных и не очень, веселых и конопатых, неуклюжих, болтливых – разных. Как жаль, что часто не хватает времени, порой и здоровья для общения с ними. Приходится много работать над собой, совершенствоваться. Находясь в вечном поиске, постоянно анализируя свою работу, стараюсь быть хорошим учителем, преподавателем. Согласна со словами В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»