Эссе учителя

Эссе. Все мы родом из детства.

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Все мы родом из детства.
В. Астафьев

Случалось ли вам когда-нибудь заблудиться в лесу? Или быть застигнутым врасплох вспышками молнии? А может быть, внезапно поднявшийся ураган уносил прочь ваше спокойствие?
Молния, землетрясение, ураган – вот далеко ещё не весь перечень тех природных стихий, которые заставляют нас, взрослых, на мгновение почувствовать себя беспомощными и неуверенными, уязвимыми и растерянными. Тотчас спадает та маска силы и расчетливой непоколебимости, которая отличает взрослого человека от ребенка. Да, силы природы вновь заставляют человека почувствовать, что он дитя.
Как известно, беспомощным чувствовать себя очень неприятно. Но всегда ли каждый из нас задумывается о том, легко ли живется маленькому человеку в мире взрослых? Что происходит с тонкой конструкцией души ребенка, которому необходимо, изучая жизнь, постараться найти в ней своё место? Как ему ни сломать себя, как сохранить целостность и гармонию?
Великий гуманист, педагог и писатель Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) в своей книге «Как любить ребёнка» сказал: «Будь самим собой, ищи свой собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде, чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить. Будь самим собой и присматривайся к детям тогда, когда они могут быть самими собой. Присматривайся, но не предъявляй требований. Тебе не заставить живого, задорного ребенка стать сосредоточенным и тихим; недоверчивый и угрюмый не сделается общительным и откровенным; самолюбивый и своевольный не станет кротким и покорным. Дети ищут свой путь». Нужно помнить о том, что каждый день, час, момент, важны в жизни ребенка.
Мы привыкли к тому, что дети добры и нетребовательны, они многое прощают нам, взрослым. Быстро забывая обиды, готовы вновь открыть свою душу.
Мы же часто сетуем на то, что работа в школе буквально поглощает все свободное и несвободное время. Ребенок же в это время ждет. Он ждет, когда мы будем готовить с ним «Осенний бал», поедем в кино или отправимся в поход. Он готов рассказать в своем сочинении обо всем: как зовут его щенка, с какой игрушкой он и сейчас ложится спать, с кем вчера дорога из школы вдруг показалась такой короткой. Порой поражает, насколько откровенным может быть ребенок, и в то же время появляется мысль: «А заслужил ли я это?» Да, мы заслужили это. Потому как «маленький человек» необъяснимым ему самому чувством увидел в нас того, кто «сохранил в себе кусочек детства», способность к пониманию.
Детство быстро пролетает. Кажется, что это всего несколько лет в нашей жизни, какой-то небольшой отрезок времени. Да, но ведь это самый важный период в развитии личности, то время, о котором мы вспоминаем после на протяжении всей жизни. Бывает, что ситуация кажется безысходной и неоткуда черпать силы, тогда воспоминания из детства вдруг неожиданно открывают бездонный источник, и понимаешь – решение есть!
Профессия учитель ко многому обязывает. Насколько приятными будут воспоминания ребенка о детстве? Помогут ли они ему в дальнейшей жизни? В какие цвета окрасится эта важная страничка? Поверьте, очень важно, чтобы в ней преобладали яркие, радужные оттенки. Мы в ответе за это.