Эссе учителя

Инженер человеческих душ

Рейтинг
ПлохоОтлично 

В наше бурное время, когда человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствиями, когда люди попадают в зависимость от телевидения и Интернета, очень важно сохранить что-то человечное, духовное в себе и окружающих. Для того чтобы сформировать человека думающего, умеющего любить и ценить других, честного, совестливого, необходимо с раннего детства привить ему все эти качества. Таким нелегким делом и занимаются люди самой необходимой и, на мой взгляд, ответственной профессии – учителя. Их можно называть по-разному: преподаватели, педагоги, воспитатели. А я хочу назвать своего учителя наставником. Именно наставником вошел в мою школьную, а позже и во взрослую жизнь этот умный, высоконравственный человек. Он подавал мне примеры честности, благородства и порядочности во всем: в отношении к людям, делу, одноклассникам, земле. И только по прошествии многих лет я осознал, что этот человек был моим мудрым советчиком, верным другом и утешителем. Этим человеком был учитель трудового обучения, а затем и коллега Василий Егорович Юрьев.
Очень трудно писать о человеке, которого уже нет рядом со мной, но которого я любил, уважал и ценил. Прежде всего в нем поражали цельность характера, ответственность, трудолюбие. Он был великим оптимистом, и внешность у него была заметная: красивый, высокий, физически крепкий, с ясным, спокойным и добрым взглядом. Его имя хорошо известно в районе и в области.
Василий Егорович происходил из исконно русской семьи, отличавшейся строгими правилами и неторопливым бытом. Родился он в 1935 году. Учился в Борисоглебском училище механизации, затем окончил Воронежский сельскохозяйственный институт. Начинал свою трудовую деятельность в должности инженера колхоза «Советская Россия», одновременно преподавая в Ростошинском филиале Козловского сельскохозяйственного техникума. А с марта 1961 года он работает в Ростошинской средней школе учителем технологии, обучая ребят вождению сельхозмашин и агротехнике выращивания культур. Был завучем по производительной работе, руководителем ученической производственной бригады, которая на протяжении многих лет оставалась одной из лучших не только в районе, но и в области, директором школы. Его многолетний труд неоднократно отмечался грамотами, начиная от грамот районного отдела народного образования и заканчивая министерскими. Он награжден знаком «Отличник народного просвещения». Василий Егорович был заядлым шахматистом и свою любовь к этой прекрасной игре передавал детям. Его ученики становились призерами областных и районных соревнований. До сих пор в нашем селе проводятся шахматные турниры «Памяти учителя». На них съезжаются любители шахмат из районов не только Воронежской, но Тамбовской и Липецкой областей.
Можно много рассказать о трудовых достижениях этого человека. Он никогда не боялся экспериментов, смело брался за нововведения и всегда доводил до конца любое начатое дело. Сколько открытых уроков и шахматных турниров провел Василий Егорович? Сколько любви, терпения нужно иметь, чтобы в течение 45 минут держать внимание ребят на таком уроке, как сельхозмашины? Видимо, сила его была не только в знании своего предмета, а в таланте преподнести его. Я очень любил его уроки – да что я, девчонки с удовольствием садились за руль трактора и занимали на соревнованиях призовые места! Настолько просто, доступно он мог рассказать о деталях машины, что мы быстро все усваивали. На практических занятиях он указывал нам на ошибки: «Дык вот ты неправильно включаешь передачу, недожимаешь муфту сцепления», – и тут же показывал, как это нужно делать. Мы так любили это его «дык вот» и часто добродушно посмеивались над этим выражением, но это нисколько не умаляло его достоинств.
Время имеет свойство убегать от человека с бешеной скоростью, показывая, что его жизненная дорожка неумолимо становится короче. Вот уже почти четверть века я являюсь организатором внеклассной и внешкольной работы своей родной Ростошинской средней школе. Но все больше осознаю, что нужно еще учиться многому и многому.
Я постоянно обращался за помощью к Василию Егоровичу. Но в 2005 году его не стало, и я с болью в сердце понял, что на протяжении многих лет рядом со мной был человек по специальности «инженер», а по призванию-то настоящий воспитатель, учитель. И для меня совсем неважно, много или мало он сделал. Важно, что он жил, что вокруг него кипела жизнь, что он хорошо разбирался не только в агрегатах, но и в детских душах, и дети отвечали ему любовью.
Как-то, просматривая архив Василия Егоровича, я насчитал у этого скромного человека более 30 грамот, дипломов, благодарностей. И это еще не все, потому что, считаю, награды его учеников, трудовые достижения выпускников являются и его наградами. И то, что я стал учителем, – тоже его заслуга.