Эссе учителя

Добрая, справедливая, хорошая…

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Память снова и снова уносит меня в те далекие годы – годы моего детства и юности. Это самое счастливое время в жизни каждого человека. В это время человек познает мир, самого себя. Все дороги для него открыты, вся жизнь впереди. Это ли не счастье? И именно в этот период взросления важно встретить хороших людей, жизнь которых станет для тебя путеводной звездой, примером, образцом.
Я часто вспоминаю свои школьные годы, перебирая фотографии старого альбома. Вот я первоклассница, в белом фартуке, почему-то сердитая и испуганная. А вот наш класс. А где же я? Я на руках у первой учительницы. Меня взяли на руки, так как я была очень маленького роста, меньше всех в классе. Учительница была добрая, всегда за меня волновалась и часто держала за руку, когда мы куда-нибудь отправлялись всем классом. Я помню, как переживала за каждую оценку, старалась учиться. Очень любила читать, особенно вслух. Неизменным слушателем была моя бабушка. «Ба, не спи!» – настойчиво теребила я ее.
И вот я уже в пятом классе. Учителя разные. Школа новая. На урок русского языка пришла учительница, спокойная и строгая, величавая и простая одновременно. Карие глаза смотрели на нас с любовью, по-доброму. Ее звали Мария Федоровна Матяшова. Она стала моей любимой учительницей.
Я обожала читать и писать, старательно выводила буквы. Мария Федоровна часто хвалила меня, и я в такие минуты была необыкновенно счастлива. С замиранием сердца открывала свои тетради по русскому языку – и от очередной пятерки захватывало дух! Учительница никогда не ставила оценки небрежно, они у нее всегда были ровные и красивые. За хорошие оценки, полученные при изучении какой-либо темы, она дарила нам открытки, аккуратно их подписывала. Эти трогательные свидетельства того времени до сих пор хранятся у меня в альбоме для фотографий… Где ты сейчас, моя добрая, моя справедливая, моя хорошая?
Моей учительнице много лет – восемьдесят шесть. Но она и сейчас такая же интеллигентная, красивая, статная. Я встретила ее лет пять назад. В районном Доме культуры был торжественный вечер, посвященный Дню Победы. Мария Федоровна была в числе приглашенных гостей, сидела в президиуме, выступала. После концерта я подошла к ней, сердце мое бешено колотилось. И учительница узнала меня, тепло расспрашивала о жизни, о работе, говорила о том, что хранит мое сочинение, которое я ей однажды посвятила.
Горжусь, что я тоже учительница, что меня учила именно эта женщина – образец высокой человеческой культуры, интеллигентности, доброты. Так получилось, что у Марии Федоровны не было своих детей. Всю свою любовь она отдавала своим ученикам. Помню, как однажды она принесла нам огромный пакет черешни, крупной, блестящей, разделила на всех поровну, сказав, что по дороге встретила зайца, который нам ее передал. И мы подыграли учительнице, с серьезными лицами восприняв сказанное…
Муж Марии Федоровны, Павел Сергеевич тоже был учителем (преподавал географию) и одновременно директором школы. Он часто водил школьников в походы по родному краю.
Так и жили они: просто, честно, спокойно, в любви и согласии, каждый день отдавая частичку своей доброты детям и друг другу. Я не помню их злыми. Они учили нас главному – любви к миру, к людям, потому что сами были такими, не гнались за богатством, обитали в маленьком домике на улице с простым названием Полевая. Я часто хожу мимо этого дома, в который давно уже въехали другие люди. Через несколько лет после смерти мужа Мария Федоровна уехала в город Фролово Волгоградской области, к сестре, а дом продала.
Большая часть трудовой жизни Марии Федоровны Матяшовой связана с Каменской средней школой № 2. Портрет моей любимой учительницы помещен на стенде «Почетные граждане нашего поселка» у площади Победы.
Мария Федоровна – ветеран Великой Отечественной войны, в 1942 году, как и многие парни и девушки того грозного времени, ушла добровольцем на фронт, воевала связисткой в составе 303-го армейского зенитно-артиллерийского полка. Часто приходилось попадать под обстрел, преодолевать опасные участки, обеспечивая связь между подразделениями. От Сталинграда до Вены, через пять европейских государств пролег ее фронтовой путь, отмеченный высокими наградами: орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта». На фронте она встретила свою любовь, своего будущего мужа Павла Сергеевича Матяшова. Он был майором, они служили в одном полку.
С 1947 года семья Матяшовых жила в Каменке. Мария Федоровна преподавала русский язык и литературу, одновременно вела большую патриотическую работу. Она организовала военно-патриотический клуб «Красная гвоздика», который вел большую поисковую работу. Найденные документы и экспонаты легли в основу школьного музея Боевой Славы. На протяжении многих лет велась переписка с семьями погибших на Каменской земле солдат. Из года в год в день 9 Мая приезжали к нам в поселок и родственники погибших, и оставшиеся в живых ветераны Великой Отечественной войны. Мне посчастливилось быть членом клуба. Я помню то время, когда музей ютился в маленьком кабинете. Большим событием в жизни школы стало торжественное открытие музея в специально оборудованном классе, где для каждого экспоната нашлось место, где загорались маленькие огоньки на огромной карте, показывавшей путь дивизии, освобождавшей район.
За многолетний труд и большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения Марии Федоровне Матяшовой было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». За трудовые заслуги она была награждена орденом Октябрьской революции. И все-таки самая главная ее награда – память о любимой учительнице многих поколений учеников.
Выбор моего профессионального пути состоялся именно благодаря Марии Федоровне. Я учитель русского языка и литературы, окончила Воронежский педагогический институт. Работаю в небольшой сельской школе, люблю свою профессию, своих учеников. Я благодарна судьбе и тому, что мне встретились учителя, которыми я горжусь всю жизнь.