Эссе учителя

Знак Пеликана

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Убеждена, не каждый может утверждать, что в его жизни есть или был человек, сыгравший огромную роль в профессиональном становлении. Наверное, это больше свойственно людям творческих профессий: писателям, актерам… Мне повезло: в моей жизни есть такой светлый, добрый и мудрый человек, которого я называю своим ангелом-хранителем. Это Нелли Аркадьевна Пугиева, кандидат филологических наук, методист районного отдела образования, опеки и попечительства.

Учителя! Безбрежна ваша доброта.
Духовности полны все мысли и деянья.
Мы перед вами преклоняемся всегда
И обещаем не свернуть с пути познанья!

У человека всегда должна быть опора: семья, друзья, наставники… Только тогда он сможет выстоять в трудную минуту. Только тогда он разделит свою радость с близкими ему людьми. Только тогда ему не будет одиноко и горько в минуты невзгод.
Жизнь моя не проста… Но, к счастью, со мной всегда были те, на кого можно положиться, кому можно доверить сокровенное…
Мне было около двух лет, когда умерла мама. Ей тяжело было оставлять меня, такую кроху, в этом жестоком мире, но болезнь не спрашивает, есть ли у тебя дети и сколько тебе лет…
Через несколько лет отец женился второй раз, и в моей жизни появилась мама (не хочу называть ее мачехой). Мы стали с ней друзьями… Она воспитала меня, как мне кажется, хорошим человеком, подарив тепло своего сердца.
Время шло, я выросла. Вышла замуж, родила сына… А через полтора года овдовела, оставшись с годовалым ребенком на руках. Но рядом были подруги, они не давали мне с головой погрузиться в горе: отвлекали, помогали выкрутиться из каких-то бытовых неурядиц.
Жизнь не стоит на месте: я снова вышла замуж. Мой муж – самый лучший на земле человек. Он всегда и во всем меня поддерживает. Он моя опора, защита, друг.
Я окончила педагогический институт. Люблю свою работу. Муж был военным, мы много ездили по стране, и ни разу у меня не возникла мысль сменить профессию, потому что я не представляю себя вне школы.
Пятнадцать лет назад судьба занесла нас с мужем на Каменскую землю. Была я в то время, как мне казалось, опытным педагогом: меня любили мои ученики, я побеждала в профессиональных конкурсах… Придя работать в Каменскую гимназию, я не боялась преподавать в старших классах: как же, все знаю… Но однажды одна замечательная женщина, побывав на интегрированном уроке литературы, который я вела в 5-м классе вместе с учителем географии, сказала: «Это замечательный классный час, прекрасное внеклассное мероприятие, но это — не урок литературы». Так началось мое знакомство с человеком, которого я просто обожаю…
Дома у Нелли Аркадиевны Пугиевой лежит не защищенная ею докторская диссертация. Защите помешало горе: во время пожара погибла невестка, и Нелли Аркадьевна, оставив работу преподавателя в Грозненском университете, приехала к брату, чтобы всю себя отдать воспитанию маленькой девочки – своей племянницы, крестницы…
Наверное, так было угодно Богу, чтобы мы встретились и подружились. Я многого добилась на профессиональном поприще: победила в профессиональном конкурсе «Учитель года-1996», участвовала в экспериментальной работе по программе профессора Воронежского государственного педагогического университета Берты Сергеевны Дыхановой, стала лауреатом конкурса лучших учителей России, заняла 2-е место во Всероссийском конкурсе методических разработок по программе под редакцией Геннадия Самуйловича Меркина… И в этом огромная заслуга Нелли Аркадьевны. Она – прирожденный педагог. Помню, в 1996 году я готовилась к областному конкурсу «Учитель года»: писала реферат, анализировала систему своей работы. Мне, практику, легче провести сто открытых уроков, чем написать одну научную работу. А реферат – это тот же научный труд. Прихожу к ней домой с написанной работой («Слава Богу, закончила, сейчас похвалят», – думаю я). Нелли Аркадьевна внимательно читает, делая карандашом какие-то заметки. И от моего, как мне казалось, замечательного реферата, остаются только ножки да рожки: все помечено, перечеркнуто и отдано на переработку. И так несколько раз. Она не делала работу за меня, что, наверное, было бы быстрее, сэкономило время и ее, и мое. Нет, она снова и снова заставляла меня править, включать мозги. Это ли не урок? Урок трудолюбия, урок мысли, урок чувства…
По роду своей профессии ей приходилось частенько посещать мои уроки. Доброжелательная, тактичная, Нелли Аркадьевна всегда находила нужные слова, чтобы, не обидев, подсказать, как лучше провести тот или иной урок, на что надо обратить внимание в работе с детьми. И, смею вас заверить, ее замечания, а тем более похвала дорогого стоят.
Вы обращали внимание, что далеко не каждый обладает талантом радоваться за других, разделять успех с человеком, который стал лучшим в чем-то? Мы легко бросаемся помочь, если у кого-то случилось горе («слава Богу, не у меня!»). Можем позавидовать, бросить реплику «Опять она! Надоело!», потом оклеветать… Но порадоваться??? Увы!
Нелли Аркадьевна относится как раз к тем редким людям, которые искренне радуются успехам других. Она первой поздравит с успешно проведенным уроком, с победой в конкурсе, с удачным выступлением на конференции, с замечательными результатами Единого государственного экзамена (ЕГЭ) учеников…
С улыбкой на добром лице она заставляет меня спуститься на землю, если я вдруг начинаю испытывать головокруженье от успеха, смеясь, произносит: «Спина не чешется? Крылышки не прорезываются?».
Сейчас я сама могу научить других, как готовить учеников к успешной сдаче ЕГЭ. А в апреле 2003 года на меня и моих одиннадцатиклассников «страшное» слово «ЕГЭ» свалилось как снег на голову. Особенное беспокойство вызывала часть «С» тестовых заданий. Как к ней подступиться? Что делать ученикам, если даже я, учитель, в панике? «Если хочешь дать школьникам задание повышенной сложности, такое, как часть «С», – посоветовала мне тогда Нелли Аркадьевна, – выполни сначала это задание сама…». Наверное, поэтому она первая в районе выработала систему работы над текстом. Я пригласила ее на урок русского языка в 11 «А» класс и вместе с учениками, которым предстояло через полтора месяца сдавать ЕГЭ, под руководством Нелли Аркадьевны училась работать над текстом, находить средства выразительности, выявлять проблему, авторскую позицию, определять стиль и тип речи. Тогда на уроке мне показалось, что она получает удовольствие от общения с моими учениками, от преподавательской работы, которой ей так не хватает… Думаю, так оно и было.
Вспоминаю и другой урок, преподанный мне Нелли Аркадьевной. Готовлюсь к участию в конкурсе лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Надо оформить массу документов, по которым и оценивается уровень профессионализма педагога-конкурсанта. Кипа бумаг. Лабиринты таблиц. Каторжный труд. Бессонные ночи в течение нескольких недель. И, конечно же, с утра до вечера Нелли Аркадьевна вместе со мной сидит над этими таблицами и их описанием. Мы оттачиваем каждое слово, продумываем каждую схему. Вот где в полную силу проявился острый ум ученого!
Уверена, со мной никто не будет спорить, что Нелли Аркадьевна – один из самых уважаемых людей среди учительства района. Профессионал, мастер, УЧИТЕЛЬ, она не проходит мимо нового, откликаясь на инновации. Под ее руководством много лет проводится ученическая научно-практическая конференция «Я познаю мир». А в этом году в районе прошла первая учительская научно-практическая конференция.
Если возникает какой-либо вопрос по теории русского языка, по методике преподавания, смело обращайтесь к ней, моей любимой учительнице. Она поможет, подскажет, наставит на путь истинный. А главное — заставит думать и повышать свой профессиональный уровень.
Я очень люблю ее, мою дорогую Нелли Аркадьевну, справедливого, порядочного, тактичного человека широкой души.
Я счастлива, что в моей жизни есть опора. Это муж, семья. Это подруги. И, конечно же, я безумна рада, что на моем жизненном пути повстречался настоящий УЧИТЕЛЬ, который заставляет меня всегда смотреть вперед, заставляет думать и не возноситься. Я благодарю Бога, что Он послал мне эту судьбоносную встречу…

У великих профессий устав непростой –
Подвиг духа вершить неустанно.
Не с того ли и выбран был мудрой судьбой
Для учительства знак Пеликана?
Есть легенда, далекий прошедшая путь:
Если смерть вдруг птенцов настигает,
Разрывает тогда пеликан свою грудь –
Кровью сердца к ним жизнь возвращает.
Белоснежная стая летит в облаках,
Осеняя земную обитель...
Да пребудет священно на всех языках
Твое гордое имя, Учитель!