Эссе учителя

Мой профессиональный путь

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн в своей повести о любви «Суламифь» признавался: «Три вещи есть в мире, кажется, не понятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, путь корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины…»
Перечитывая эти мудрые строки, я часто задумываюсь о том, а что до сих пор оказывается непостижимым для меня? Путь к сердцам детей - моих учеников? Любовь к своей профессии? Или то, что объединило эти пути, сделало их неразрывными?
Оглядываясь назад, я могу точно сказать, что всю свою сознательную жизнь я постигала и влюблялась в профессию учителя. А примером для меня стал учитель, который настолько знал и любил нас, настолько любил свой предмет, настолько велико было его желание передать эти знания нам, что было бы просто предательством не продолжить его дело. Имя этого учителя – Галина Ивановна, учитель, как говорится, от Бога. Благодаря ей я стала учителем географии и биологии. Вернулась в свой маленький поселок, пришла в школу, пришла к детям, чтобы теперь им, представителям нового поколения передать те знания, ту любовь, которая получила в наследство я.
Мне всегда радостно, когда я чувствую неподдельный интерес к тем процессам, которые происходят во время урока или внеклассного мероприятия, когда вижу, горячие огоньки в глазах моих ребят в минуты жаркой дискуссии, и я по-настоящему счастлива, если кто-то из них решает продолжить начатое задолго до меня дело.
Начало это или продолжение пути? Хотя…так ли важно определять это? Ведь самое главное, что он продолжается, и нет ему конца. Продолжается движение по важной траектории моей жизни – учительской. Продолжается благодаря бесконечной любви учителя к детям, детей к учителю. И разве можно постичь истоки этой любви! Да это и неважно, важно, что она есть. Кстати, мудрость педагога состоит не только в том, чтобы найти ответ и постичь истину. Мудрость скорее состоит в том, что надо просто жить и любить.
Но в том-то и дело, что совсем не простое это занятие – «просто» узнать и понять, тем более любить.… «И орел в небе летит не наугад – за многие километры он видит свою добычу. И путь змеи по скале – не хаотичное блуждание. А о корабле и говорить не приходится – ведут его люди, которые все понимают: и откуда они плывут, и куда, и зачем, и как от бури спастись, и как штиль преодолеть, а движет ими любовь: любовь к своему делу, любовь к морской стихии, любовь к людям, за которых они ответственны…»
Иногда я представляю себя капитаном этого огромного корабля, название которому «Детство». Мне точно известен мой курс: куда и зачем я плыву, я знаю всех своих маленьких и больших «пассажиров», знаю, как предостеречь каждого из них от непонимания и равнодушия в жизни, как преодолеть трудности.…А помогают мне в этом любовь и вера – могучие инструменты, ваяющие прекрасную душу Человека, открытую людям, счастью, свету и радости. А еще опыт и знания…..
И все-таки, какова моя задача как «учителя - капитана» в моем профессиональном пути? Может быть, просто учить, учить хорошо, не задумываясь о том, что последует дальше… Учить только тому, что предусмотрено приказами и программой? Или учить тому и так, чтобы потом кто-то создал творение еще лучше, совершил уже не один благородный поступок, сказал такие теплые и нужные слова, от которых придут в восторг все, за которые им будут благодарны и признательны, чем они потом будут горды сами?
В пути я часто вспоминаю строки Роберта Рождественского «Все начинается с любви…». И прихожу к мысли, что в первую очередь следует научит ребенка любить: любить свою семью, любить близких, любить Отечество, любить жизнь. А еще научить творить и созидать, научить ставить и достигать цель. И тогда жизненный путь моих учеников окажется правильным. А значит и мой тоже…
Это размышления в пути о времени, пространстве и любви.… Ведь сколько живет человек, столько он и размышляет, ставит вопросы и находит ответы, к сожалению, не всегда…
Так как же прожить жизнь так, чтобы все это время нас не преследовало бы чувство обреченности, чтобы до последнего нам сопутствовали надежда, вера и любовь в нашем нелегком учительском труде? Как успеть сделать главное, то, для чего родился человек? И как, распознав, отбросить прочь второстепенное, суетное? Как успеть по-новому, оценить все прожитое и пройденное, с высоты мудрой зрелости, расставив акценты, все-таки продолжать постигать непостижимое…?
Мой профессиональный путь продолжается…