Эссе учителя

Школа как центр духовно-нравственного воспитания

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Современные дети. Какие они? Раскованные! Информатизированные! Быстро думающие!
Но понаблюдайте за их взаимоотношениями, послушайте их разговоры, посмотрите на них внимательнее. Обидчивые, сердитые…
Не все из них умеют сострадать, часто и слова такого не знают. Они не умеют радоваться удаче другого человека: «Подожди, нарыдаешься еще!» Они не пожалеют котенка, а принесут ему страдание.
Но ведь это наши дети!
Почему они такие? Разве к этому мы стремились? Разве об этом мечтали?
Наблюдаю на улице: впереди идет молодая современная мамаша: модная куртка, высокие сапоги на тонком каблучке... От нее отстал двухлетний малыш: широко открытыми глазами он смотрит на красавицу бабочку и … попадает в лужу! «Глаза разуй! Куда лезешь!»
?!
Таким образом воспитывается новое поколение. Одно уже как-то незаметно выросло. Выросло во время нашей постсоветской перестройки, когда в одночасье рухнули заидеологизированные пионерия, комсомолия, когда всё перевернулось с ног на голову, когда бал стал править капитал. Нет денег – и ты не человек! Вот это молодое поколение, старое, дряхлое по духу, и воспитывает своих малышей. Чему воспитывает?!
Жизнь – мгновенна. Не успеешь оглянуться – и она прошла! Когда успели проскочить годы? Когда выросли дети? И на работе уже косо смотрят: пенсионерам давно пора сидеть дома…
Думает ли та молодая современная мамаша, как через некоторое время отнесется к ней ее взрослый сын, нынешний малыш? Не думает! Она молода! Вся жизнь впереди! Впереди ли?!
Оглянись, мамочка, на красавицу бабочку, которую увидел твой сынишка. Посмотри в небо, послушай журчание весеннего ручейка, ощути прелесть ласкового весеннего солнышка. Подумай, как мудр твой малыш, обративший на это внимание!.. Он добр, терпелив, умен.
Он твой сын, мамочка! Ведь и в тебе где-то кроются те качества, которые расцветают в ребенке. Не заглуши их, дай им развиться! Поговори со своим малышом, потрогайте с ним зеленый листочек, пусть он понюхает нежный весенний цветочек. В ваши души придет благодать.
Ты ведь умеешь интересно рассказывать. Ты знаешь немало добрых сказок. В детстве ты любила рисовать, лепить. Научи этому своего ребенка.
Полюби его, как любишь себя. Любовью нельзя испортить малыша. Маленький ребенок до поры до времени живёт душой, сердцем. Не закрой его сердце миру, дай вою его чувствам. Пусть его душа, как цветок, расцветет. Не навреди ему.
В одном из последних печатных изданий на тему духовности я прочитала такие слова: «Компьютер, сотовый телефон, сайт – спроси любого школьника, что они означают – и он ответит легко и непринужденно. А вот другие термины: духовность, нравственность, мораль, сострадание, милосердие… Нужны ли эти понятия в наш век скоростной, электронной и цифровой техники?»
Я думаю, спросить об этом надо у наших детей, учеников некрасовской школы. На уроках я часто обращаю внимание детей на смысл текстов классиков.
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Никогда такой материал стараюсь не пропускать. Он бесценен не только по правописанию и пунктуации, в нем заложена нравственная мысль: оставь в жизни свой след.
Дети, с которыми я работаю, самые разные. Но главное, что есть в сельских ребятишках – их нравственная чистота. Может быть, она заложена в них их родителями, с утра до вечера зарабатывающим в наш век «дикого капитализма» средства для существования. Может быть, это и результат нашего педагогического труда.
Замечательные люди трудятся в некрасовской школе. Тактичные, мудрые, нравственно чистые, они ежедневно воспитывают в детях умение видеть вокруг себя красоту. Зайдите в нашу школу! В ней всегда чисто, уютно. Все кабинеты обихожены. Делается это руками педагогов, родителей и детей. В классах множество цветов.
Мы как-то предложили детям пройти по школе и сфотографировать самые красивые уголки. В результате такой экскурсии ребята сказали: «Мы ведь не обращали внимания, как красиво в нашей школе!»
Я радуюсь ответам моих учеников на уроках. Они подготовлены, умны, логичны, доказательны. Как-то я произнесла: «Спасибо вам, дети! Моя душа поет от общения с вами!» И дети остались довольны от похвалы учителя.
«Я — ученик МОУ СОШ № 2 с. Некрасовка Кожухарь Андрей Дмитриевич. Я хотел бы рассказать об учителе, который организовал кружок «Юные журналисты». Мы пошли туда сначала просто от интереса: чем там занимаются? Теперь мы бегаем, снимаем, берём интервью, печатаем газеты. Мы пишем о ребятах, которые в чем-то отличились или получили грамоты и, конечно, о своём любимом селе.
В нашем селе очень много зелени. Иногда мы с мальчишками ходим в походы и возвращаемся оттуда весёлыми и радостными. Я очень люблю своё село и стараюсь, писать о нем, чтобы о нём все знали.
Ещё я записался в кружок «Рукопашный бой», там нас учат самозащите, подготовка к армии.
Весь год я хорошо себя вёл. Помогал бабушке на даче, маме по дому и учился я хорошо. Конечно, бывали и разочарования, бывало, получал плохую оценку. Но я всегда старался исправляться.
На уроке мы читали стихи Н.Заболоцкого, главная мысль которых заключалась в том, что бывает человек без души, он скрывается от всех, не хочет открыть душу людям. Его душа всегда заперта. А есть человек, который, несмотря на свою некрасивую внешность, пытается о себе рассказать, открыть свою душу людям. И тогда люди видят его душу, видят маленький огонек, который горит в нем. Человек некрасив внешне, но красив душой. На уроке мы читали рассказ «Русская песня». Герой, маляр с некрасивой внешностью, пел песни. После общения с ним ребята поняли, что у него красива душа, и его песня коснулась их душ.
В стихотворении «След» Леонид Мартынов утверждает: если ты оставишь «след, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед», то не будут вспоминать твою душу. А если ты оставишь «незримый прочный след в чужой душе на много лет», то люди постараются понять тебя и твою доброту. Ты им запомнишься своей душой. Леонид Мартынов утверждает, что душа должна быть чистая, светлая. Душа и жизнь – самое дорогое и красивое, что есть у нас».
Я считаю, что такая работа многого стоит!
После замечательной встречи с Шалвой Амонашвили в ноябре 2008 года в ХК ИППК ПК я поняла, что стою на правильном пути. Внимательно слушала я его размышления, идущие от сердца, от веры в ребёнка. Наблюдала его работу с хабаровскими школьниками, со взрослыми педагогами. Наблюдала, как он ведет свои уроки, работая с каждым учеником. Не заставляя работать, а приглашая к работе. Но в каждом, даже очень хорошем классе есть молчащие дети. Молчащие то ли от незнания, то ли от робости, то ли от того, что они впитывают в себя, пытаются понять те знания, что несёт ему учитель.
Я, как ребенок, внимала каждому слову Учителя. Но не участвовала в общении. Заметила, что на этом уроке один мальчуган, не очень активный, не отводит глаз от учителя. Он словно молча повторял за ним все сказанные слова, размышления. И когда урок подходил к своему логическому завершению и оставался последний штрих – раздался его звонкий голос: «Я понял!» Он быстрым шагом ринулся к доске и дал правильный ответ, который пока не прозвучал из уст ни одного ребенка.
Это и есть главный результат урока. Ребёнок понял. Вот теперь его лицо озарила улыбка. Он был рад: он понял! Радовался его успеху и учитель. Радовались все дети. Улыбались!
Недавно, в который уже раз смотрела фильмы с участием Натальи Гундаревой. Ее героини всегда улыбаются, даже когда улыбаться не хочется, и этим покоряют других героев и своих зрителей.
Велика роль улыбки. Как нужна наша добрая улыбка детям! Не только мамина или папина, но и учителя.
Многие педагоги нашей сельской школы доброжелательны по отношению к ученикам. И дети отвечают им тем же.
• Юные журналисты выпускают замечательные школьные печатные издания, известные не только в селе, но и в районе, крае и даже в столице нашей родины.
• У учеников Шамина Анатолия Дмитриевича – золотые руки. Какие изделия они произвели на свет: подарочные шкатулки, пасхальные наборы, разделочные доски, место которым только на международных выставках!
• Работы учениц Лидии Викторовны Паращенко – первоклассные вышитые картины.
• «Звездочки» Синякина Валерия Валентиновича и баскетболисты Митрофанова Вадима Дмитриевича неоднократно достойно защищали честь своей школы на различных уровнях.
• Артисты театра «ТОП» вместе с Татьяной Александровной Миллер уже много лет убеждают нас: вредно курить! дышите чистым воздухом и будьте здоровы!
• А какие замечательные у нас художницы Токарь Ангелина и Ксюша Аношина!
Да разве в одной статье расскажешь обо всем замечательном, что делается в нашей школе. Нет, конечно! Поэтому юные журналисты к 30-летию своей школы приготовили книги, посвященные ученикам и учителям. Поэтому дети снимают, монтируют и показывают видеофильмы о себе, учителях и жителях села. Поэтому на больших фотографиях в фойе ребята любуются своими родителями – выпускниками нашей школы. Поэтому в школе много фотографий учителей. Ими гордятся дети. Думается, что школа вместе со своим директором Ниной Григорьевной Бельдановой идет по правильному пути.
Мы, педагоги, стараемся многое делать для того, чтобы дети понимали значение слов: духовность, нравственность, мораль, сострадание, милосердие… Не всё и не всегда у нас получается. Но мы пытаемся найти путь к душе каждого ребенка. А душа, как известно, у ребенка светлая и добрая. Не потушить бы свет в ней.