Эссе учителя

Вечно юная(о директоре лицея №9 имени А.С. Пушкина г. Зеленодольска Валентине Васильевне Кибец)

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Каждый человек по-своему бывает раз в жизни юн, — утверждает известный философ В.Белинский. — Но один сохраняет юность до двадцати лет, другой — до тридцати, немногие ... совсем не знают старости». К этим немногим относится Валентина Васильевна Кибец — отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РТ, лауреат Государственной награды РФ «Медали Пушкина».
К этим наградам смело можно добавить многочисленные успехи и победы её школы, учеников, которых за 45 лет работы в школе было великое множество.
Валентина Васильевна создала в Зеленодольске авторский лицей им. А.С. Пушкина. Она с первого кирпичика отстроила эту школу, а потом вдохнула в холодные стены яркую многогранную жизнь. Довольно скоро это учебное заведение превратилось в духовный и культурный центр большого микрорайона города.
Человек, преданный педагогическому делу, она не просто управляет школой, но и, помогая ей постоянно развиваться, превращает ее в культурно-духовный центр большого сложного микрорайона города. Так складывалась судьба этого человека, что ей всегда приходится строить, создавать.
Назначенная руководителем школы-новостройки, она с первых шагов продумывала содержание развития школы, чтобы вывести всех – учителей и воспитанников – на высокий уровень культурной и духовной жизни. Для этого в качестве созидающего ориентира выбрано творческое наследие А.С. Пушкина. Ею разработана и реализована программа «Отчизне посвятим души прекрасные порывы».
Говорят, что велик человек, попавший на страницы учебника истории. Это неправда. Там злодеев и негодяев больше. По моему мнению, велик человек, сотворивший шедевр. Человек, ставший Мастером. А это про Валентину Васильевну.
Ее шедевр — это жизненный и профессиональный путь. Это ее семья. Это тысячи трудных, но по-великому важных часов, что отдала она детям. И это, естественно, ее ученики. Ученики разные, многоликие, но без исключения благодарные. Ученики Валентины Васильевны(в лицее обучается 1500 школьников) - успешные участники национально-образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». По результатам 2006-2007 учебного года лицей получил сертификат «100 самых активных образовательных учреждений России». Ее ученики живут и работают в разных уголках мира. Сергей Эйдерман читает лекции студентам Пражского университета на английском языке, Евгения Гайфуллина преподает английский язык в школе Лондона, блестяще учится в МГИМО Дарья Евсеева. Перечислить всех невозможно.
Уверенная в том, что школа для учащихся – руководитель жизни на пути к будущему, Кибец В.В. создала в лицее 7 музеев для учеников разных возрастов и интересов: музей игрушки, музей старинной радиотехники, музей татарской национальной культуры, музей Великой Отечественной войны им. Жукова, музей Букваря. В музее Казанской лингвистической школы, единственном в Республике Татарстан, учащиеся занимаются историей языка и становлением научной лингвистической школы. В музее имени А.С. Пушкина, собирая редкие экспонаты XIX века, учащиеся знакомятся с культурой России.
Апогеем 2007 года стало создание памятника лицеисту А.С. Пушкину в школьном дворе. Открытие состоялось 19 октября 2007 года. В эту созидательную работу были включены все: школьники, учителя, родители, жители города: создавались проекты памятника, проводились конкурсы «Речь у памятника Пушкину».
На открытие памятника откликнулись культурные центры страны – государственный музей-заповедник Болдино, музей Боратынского. Сейчас памятник Александру Пушкину – гордость лицеистов, здесь проводится торжественное вручение Пушкинской премии, сюда приходят жители города.
За большой вклад в развитие отечественного образования Валентина Васильевна была награждена Благодарственным письмом Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина.
Лицеисты проводят интересные праздники для школьников, учителей, жителей микрорайона. Четвертый год лицей собирает в свой лицей учителей и школьников республик Поволжья, Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону на Онегинские чтения.
Сегодня директор вместе со своим активом разрабатывает новый проект –– создание в Поволжье общественной организации «Союз Пушкинских школ».
Лицей имени А.С. Пушкина действительно стал центром культуры и возрождения духовной жизни жителей микрорайона, истинным храмом учения и постижения наук, благодаря в том числе и труду, настойчивости, жизненному оптимизму Валентины Васильевны. И ее любви. Ведь чтобы сотворить шедевр, нужно любить людей, необходимо бескорыстно и самозабвенно отдавать себя другим. Жить и работать так, как делает она на протяжении многих лет.
Мне и многим, кто учился и учится у Валентина Васильевна , очень повезло встретить ее в самом начале своего жизненного пути. Поскольку профессионализм, искренность и умение найти подход к каждому ученику помогают раскрыться способностям и дают уверенность в своих силах, что очень важно в становлении человека как личности. В выборе моей профессии Валентина Васильевна сыграла определяющую роль. На встрече выпускников ( кстати, среди выпускников Валентина Васильевна потрясающее количество учителей) моя одноклассница Т. Семенова заметила: «Если что я и помню о школе, так это уроки Валентина Васильевны. Я лично на уроках литературы растворялась, превращаясь во что-то эфемерное, почти сливаясь с Мирозданием. Потому что на уроках литературы мы жили жизнью литературных героев. Валентина Васильевна помогала ученикам прочувствовать состояние писателей, героев произведений. Я поняла, что хочу почувствовать, познать людей, а самое главное – себя. Почему-то на уроках моего любимого учителя я никогда не уставала. У меня были разнообразные полеты мыслей. Я бы сказала, что ее уроки были столько же умственные, сколько душевные. Они не были однообразные. На ее уроках жизнь становилась более красочной, музыкальной, одухотворенной. Каждый ее урок литературы все шире давал нам представление о вечных ценностях, добре и зле, о мире и людях, о своей Родине и своем народе. Вместе с ней мы сочувствовали героям, смеялись, плакали и овладевали силою слова и языка.
Лично для меня Валентина Васильевна - Учитель с большой буквы – в отношении к профессии, в самых лучших человеческих качествах и в организаторском таланте. Наше общение продолжилось и после того, как для меня прозвенел последний звонок. Я выбрала профессию учителя и новыми глазами увидела всю неповторимость, я обнаружила одно из ее удивительных качеств – несмотря на разницу в возрасте и опыте, она относится к своим коллегам, ученикам как равным.
Хорошие учителя похожи на актеров. Хороший актер, как и учитель, чувствует настроение публики и идет с ней на сближение. Когда мы говорим о любимых актерах, мы подразумеваем их талант и игру, об учителях — мы говорим, предполагая предмет и знания, умение преподавать, а не личные качества. Учитель — актер в сфере знаний.
Когда присвоили нашему лицею имя А.С.Пушкина, вся школа отмечала это событие в Театре им.Качалова. Перед спектаклем «Пиковая дама» выступила с речью Валентина Васильевна. И тогда я поняла, что еще одно ее назначение – быть актрисой, играть на сцене. Однажды (в 70-х годах ) я, ученица 9 класса, видела ее на сцене нашего ДК им.Горького в роли Рахиль (пьеса Горького «Васса Железнова») и была потрясена перевоплощением. Как говорит Валентина Васильевна – знают многие. Ее проникновенная, гармоничная речь простозавораживает, очаровывает публику, наполняет ум и сердце.
Как профессионал с большим стажем работы, Валентина Васильевна понимает, что педагог должен постоянно развиваться, совершенствовать свою квалификацию, к чему призывает свой коллектив, и сама является примером для преподавателей. она обогащает свое мастерство новыми находками и приемами, помогает молодым преподавателям приобщаться к общемировым тенденциям в педагогической практике.
Валентина Васильевна счастлива и в семейной жизни. С мужем вырастили прекрасных сына и дочь, уже растут 2 внука и 2 внучки. Порой даже не верится, как эта хрупкая женщина успевает вместить в 24 часа столько дел! Каждый день, поднимаясь по ступенькам созданной ей школы, она с удовольствием произносит: «Здравствуйте, дети».
Говорят, мы всегда в долгу перед своими родителями. Я добавлю: и перед учителями тоже. Я почти ежедневно с ней общаюсь по работе и лично, мы обсуждаем самые разные проблемы, но мне никогда не хватало времени поговорить обо всем. И, как булгаковский Понтий Пилат, я жажду идти по светящейся лунной дороге плечом к плечу рядом с Учителем. Свободного времени будет столько, сколько надобно, и мы будем говорить о чем-то сложном и важном, и разговор будет интересен и нескончаем…
Сегодняшний день моего Учителя — это старт к новым рубежам, новым открытиям и победам. Я уверена, что еще не раз будем восторгаться новыми шедеврами Мастера. Дай Бог ей только здоровья и удачи, ибо даже Мастеру необходимо везение. И пусть никогда не гаснет та искра энтузиазма и оптимизма, которая ее отличает и которая заряжает всех коллег и учащихся уверенностью в будущем.