Эссе учителя

Спешащая делать добро

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Кто-то из великих сказал, что очень трудно писать о самом простом и очевидном. Приступая к выполнению данной работы, я мучилась сомнениями: смогу ли передать всю силу своей дочерней любви к своей маме, которая стала для всех близких примером служения своей профессии – профессии учителя. «С чего начинается Родина? .... А может она начинается с той песни, что пела нам мать?». За этими поэтическими словами стоит не только любовь к Отчизне, но и любовь к маме, самой нежной, самой дорогой, единственной для каждого человека, понимающей нас так, как порой мы и сами не понимаем себя, прощающей обиды, нанесенные ей и желающей нам прямых дорог и ясной судьбы.
Моя мама, Елена Ивановна Палагина, человек особой профессии: 32 года она посвятила учительскому труду.
Детская память очень избирательна. Что-то фиксируется в ней, а что-то проходит мимо, оставляя лишь мимолетный след. Но мне навсегда запомнились теплые семейные вечера, когда каждый из нас, детей, занимался своим незатейливым делом, а мама, уставшая за день, измотанная нескончаемой работой, уютно примостившись за журнальным столиком в глубоком «бабушкином» кресле, проверяла конспекты своих студентов.
Иногда идиллия нарушалась: запах лекарств повисал в воздухе, и мы с сестрой и братом старались не шуметь и не причинять беспокойства бабушке, тяжело болевшей бронхиальной астмой.
Бабушка, ушедшая из жизни несколько лет назад, была очень светлым человеком. Ее чуткое сердце было открыто добру, состраданию, сопереживанию. Авторитет ее среди членов нашей большой семьи был непререкаем.
Выросшая в бедной семье, познавшая полусиротское детство и не получившая в силу этих обстоятельств никакого образования (всего лишь три класса начальной школы), бабушка очень чтила профессию учителя. Это почтение и любовь к педагогическому труду она ненавязчиво внушала своим дочерям, которые впоследствии и получили, отучившись в университете и пединституте, диплом учителя. Поэтому, говоря о нашей учительской династии, мы всегда отдаем должное нашей горячо любимой бабушке.
Мои мама, папа, тетя, сестра и брат посвятили свою жизнь педагогике. Я тоже пошла по этому пути, но в выборе моей профессии основным ориентиром была мамина судьба.
Мама не утратила ни своей внешней привлекательности, ни душевной красоты, даже давно перешагнув за порог зрелости. Она по-прежнему нежна и обаятельна, умна и прозорлива, ее сердце, распахнутое настежь, до сих пор чутко отзывается на любую неприятность и беду. Будучи мудрым человеком, она понимает, что жизнь преподносит не только добрые подарки, но и оставляет отметины на сердце, маленькие шрамики, порой нестерпимо болящие. Но она твердо уверена: в конце тоннеля нас ждет свет, искрящийся, словно возрождающий душу и наполняющий ее живительной силой.
Сколько же лет прошло с тех пор, как мама, окончившая Таджикский педагогический институт, впервые пришла в индустриально-педагогический техникум Душанбе (этот город выбрал для проживания дедушка, который был военнослужащим) на должность учителя истории?! Целая жизнь! А тот первый учительский день плавно перетек в долгие годы служению профессии.
Я закрываю глаза и словно вновь оказываюсь вместе с мамой на ее работе. Учебный день давно закончен. За окнами здания техникума бушует осень с ее великолепием ярких красок. Голубое небо безоблачно, яркое среднеазиатское солнце слепит глаза, и я смотрю ввысь сквозь густые ветви зеленых деревьев, еще не тронутых позолотой. На дворике возле учебного корпуса тихо и спокойно. Такая же тишина стоит и в коридоре, пахнет свежевымытыми полами, где-то тихо жужжит шмель, и все вокруг залито осенним теплом. Мама сидит в своем кабинете, что-то быстро записывает в большую тетрадь, изредка она поднимает голову и задумывается, покусывая ручку. Я же исследую кабинет: мне все интересно и все вызывает восторг. Но вот раздается вначале робкий, а потом усиливающийся стук в дверь, и на пороге появляются несколько студентов. Сейчас я и не припомню, о чем мама беседовала со студентами, но то чувство гордости за нее, такую умную, все знающую и понимающую, до сих пор живет в моем сердце.
Что еще вспоминается из той поры? Конечно же, участие студентов техникума в сборе хлопка. Мы с мамой помним, как с каким-то смешанным чувством любопытства, удивления и радости, бьющей через край, ехали студенты в далекий Пенджикентский район на сбор хлопка. За окнами автобусов мелькали однообразные сельские пейзажи: бесконечные белоснежные поля, уходящие куда-то вдаль, за горизонт. И земля, высушенная зноем, с особой остротой ждущая дождя. Вот автобусы тормозят у вагончиков, одиноко и сиротливо примостившихся у края большого арыка с грязно-мутной водой, бегущей с каким-то неистовством по своему рукотворному руслу.
Утром студенты, обосновавшиеся в вагончиках на месяц-другой, зябко ежатся от ветерка, налетающего откуда-то. Пахнет свежестью, воздух, не напоенный пока еще зноем и густым маревом, чист и прохладен. Чуть слышно, как тонко пищат вездесущие комары. Позавтракав, ребята вместе с преподавателями отправляются в поле, где целый день им предстоит вытаскивать из колючих коробочек-пальцев белую вату-хлопок. В обед жаркое солнце нещадно палит землю, словно выжигая все живое дотла.
К вечеру время словно ускоряет свой бег. Немного отдохнув и поужинав, молодежь собирается вокруг костра на небольшом пятачке в центре лагеря. Тихо звучит дутар, студенты, затаив дыхание, слушают песню. Слушаем и мы с мамой, тоскуя в глубине души по веселым русским песням…
Пробежит, пронесется время сбора хлопка, и вернутся студенты в свой техникум, а преподаватели, ранее делившие с ними трудности быта в кишлаке, станут наверстывать программный материал. Израненные и потрескавшиеся руки долго с трудом будут сжимать шариковую ручку. Но помощь студенчества в сборе белого золота – дело государственной важности.
И внеклассной работой мама занималась с большим желанием и самоотдачей. Техникум жил интересной жизнью: в нем проводились творческие вечера, КВНы, выступления художественной самодеятельности, спортивные соревнования.
В 1982 году мама получила почетное звание отличника профессионально-технического образовании Таджикской ССР. Но вскоре после этого моя семья вынуждена была покинуть ставший таким родным город Душанбе, где я родилась, и переехать в Воронежскую область. Причиной тому послужили смутные 90-е годы, которые принято назвать годами лихолетья…
Так началась новая глава в жизни моей мамы. Ее, проработавшую 18 лет в педагогической системе Таджикистана, приняли в учительский коллектив Краснолипьевской средней школы, в котором она трудилась еще 14 лет – вплоть до выхода на пенсию.
Краснолипьевская школа – одна из лучших в Репьевском районе: красивое трехэтажное здание, уютные классные комнаты с огромными окнами, сквозь которые в ясные дни льются потоки солнечного света, чистые коридоры с изобилием цветов в горшках и педагогический коллектив – сплоченный и трудолюбивый.
Школа стала вторым домом для мамы, она же, в свою очередь, стала одним из любимых учителей школьников. Сегодня бывшие ученики Елены Ивановны с удовольствием навещают ее, приезжая к родителям из Воронежа и других городов страны, часто звонят, рассказывая о своих радостях, а порой и огорчениях, поздравляют с праздниками. Они с удовольствием вспоминают школьные годы и их радостные возгласы: «А помните, Елена Ивановна?..», – рождают на мамином лице чуть смущенную улыбку: нет, не забывают ее ребята!
И уроки мама проводила на должном уровне – всегда интересно, познавательно, увлекательно. Не случайно пять учеников пошли по ее стопам – стали учителями истории. Обладая большими знаниями, умением методически верно проводить занятия, в 1991 году мама стала лауреатом, а в 1992 году – победителем районного конкурса «Учитель года». О ней неоднократно писала районная газета «Репьевские вести». Вот цитата из одной заметки: «Где бы она ни была, перед какой аудиторией ни выступала, интеллигентность, внутренняя культура всегда подсказывают ей верный тон и нужные слова, всегда располагают к ней людей».
Работая с 1995 по 1999 год в должности завуча по воспитательной работе, мама зачастую забывала об усталости, о выходных. Педагогическая и воспитательная деятельность требовали огромных сил, энергии и чуткости. Ритм ее жизни порой зашкаливал за рамки возможного, но она всегда была неизменно доброжелательна и внимательна к детям и окружающим ее людям.
Учитель! Какое емкое слово! Это и наставник, и педагог, и человек, дарящий свое сердце ученикам.
Неторопливо меняются эпохи, на смену одному поколению приходит другое. Но всегда будет востребован труд учителя, труд человека, чьими стараниями будут взращены будущий строитель, врач, инженер, железнодорожник. Всех профессий и не перечислить! Но обязательно нужен учитель, чтобы раскрыть секреты профессий, направить учащегося в нужное русло!
Моя мама – Учитель с большой буквы! Она учила в школе и меня с сестрой. Учила не только своему предмету, но и тому, как надо жить. Просыпаясь рано утром, она выходила в небольшой дворик, поднимала вверх взгляд, щурилась от солнца, вдыхала полной грудью воздух, напоенный утренней свежестью. Потом возвращалась в дом и будила нас, уже сама словно заряженная на позитив, на хороший душевный настрой.
Когда моя старшая сестра Таня оканчивала школу, она уже твердо знала, что обязательно пойдет по стопам папы и мамы – учителей истории. Учительский труд манил ее с детских лет: частенько, придя из школы, она усаживала всех своих кукол в ряд и обращалась к ним, представляя себя учительницей. Пройдут годы, и желание стать учителем приведет ее в воронежский пединститут. Сейчас Татьяна Александровна работает в той же школе, которую окончила, и в которой трудились ее мама и тетя (она учитель русского языка и литературы, вместе с нами переехала из Душанбе в Краснолипьевку). Она с увлечением проводит уроки истории, занимается исследовательской работой, ее ученики неизменно занимают призовые места в районе и области.
Глядя на сестру и маму, и я окончила вначале Воронежский индустриально-педагогический техникум, а затем и биологический факультет Воронежского государственного пединститута. Всему светлому, значимому в моей жизни я обязана самому дорогому человеку, подарившему мне жизнь и идущему со мной рядом по дороге судьбы.
Мама, мамочка! Нежный, но сильный духом человек! Человек, умеющий любить и спешащий делать добро. Мы с сестрой и братом благодарны маме за ее неиссякаемый оптимизм, умение владеть собой, легкую поступь по земле. Ее жизненный опыт, мудрость, открытость людям помогают преодолеть все трудности, наполняют нашу жизнь особым смыслом.
Мама! Дорогой человек, одержавший победу в борьбе с жизненными неурядицами, выстоявший, не утративший своей душевной чуткости и милосердия.
Я с гордостью говорю: «Моя мама – учитель!».
Пусть будет светла жизнь моей мамы – самой, самой, самой...