Эссе учителя

Счастливая учительская судьба

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Живет в селе Шевченкове, рядом со школой, очень скромный, простой человек, но в то же время особенный, потому что добрый, отзывчивый, порядочный до глубины души, являющийся примером для подражания для сегодняшних учеников и всех жителей села. Это Тамара Николаевна Гайворонская. Общаясь с ней, непроизвольно становишься лучше: искреннее, добрее, ответственнее… Вся жизнь Тамары Николаевны связана со школой.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет.
У каждой есть особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
Еще в раннем детстве Тамаре Николаевне пришлось пережить много трудностей и потерь близких людей. На свет маленькая Тамара появилась 10 ноября далекого предвоенного 1939 года в хуторе Пасеково Кантемировского района, в семье Середа. Она была желанным ребенком. Отец, Николай Иванович, работал сигнальщиком на железной дороге, мать, Татьяна Фоминична, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
Ранних детских впечатлений у Тамары Николаевны в памяти почти не сохранилось. Детство пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны. В 1942 году линия фронта проходила через село Голое и хутор Пасеково. Тамара Николаевна была очень мала, поэтому помнит лишь эпизоды: «Была зима, бабушка в тулупе держала меня на руках. В северной стороне полыхало зарево – это горели вагоны».
Когда хутор Пасеково был освобожден от немцев, начались непрекращающиеся днем и ночью бомбежки. Фашисты неистовствовали, потому что железнодорожная станция имела большое стратегическое значение. Многие жители, в том числе мама Тамары Николаевны с двумя детьми, укрылись в колхозном подвале. Кругом рвались снаряды. По злому року судьбы один снаряд угодил прямо в этот подвал и унес жизни восемнадцати человек, погибла и Татьяна Фоминична с детьми. Тамара в это время находилась у бабушки в соседнем селе Михайловка, потому и осталась жива. Хоронили погибших вместе с павшими солдатами в братской могиле.
Дом семьи Середа тоже сгорел, пришлось жить в сарае. Папа (его оставили дома по брони) и бабушка сделали печку, кое-как обустроились. Еще один эпизод сохранился в памяти Тамары Николаевны: «По улице бежит военный и что-то кричит. Я была одна дома. Вдруг раздался страшный взрыв, и на меня посыпались стекла. Я очень испугалась, заплакала, после этого часто кричала во сне. Оказалось, что это минеры взрывали снаряды».
Шли годы, отец сошелся с солдатской вдовой Марией Даниловной, которая стала второй мамой Тамары. Родились сестра и брат, родители построили новый дом. Послевоенное время было очень тяжелое, голодное. Продукты получали по карточкам, чтобы выжить, ели траву, желуди, хлопковый жмых. Не все пережили голод: в семье соседей Мехаевых умерла, спасая детей, мать.
В 1947 году Тамара пошла учиться в первый класс Пасековской четырехлетней школы. Первой учительницей была фронтовичка (ходила в военной форме) Наталья Федоровна. Девочка долго не могла научиться читать, но зато потом так полюбила чтение, что уже не расставалась с книгами никогда. Особенно Тамара полюбила сказки: читала их на школьных переменах, да и дома скорей открывала книгу, даже не пообедав. Очень запомнилась ей учительница Тамара Артемовна из села Голого, которая учила во втором-третьем классах. Она была красивая, модно одевалась, хорошо пела. Тамара Николаевна и сейчас помнит те песни: военные, патриотические, о Сталине. Ученики ходили выступать на десятидворки по праздникам, одеты все были очень простенько, о формах даже не мечтали, особенно трудно было с обувью. Новая учительница произвела на маленькую Тамару очень сильное впечатление, захотелось быть на нее похожей. Однажды, вернувшись из школы, Тамара сказала родителям: «Теперь меня зовите не Тамарой, а Тамарой Николаевной!». Стоит сказать о том, какой нищей была советская школа в послевоенные годы, и учили детей полуграмотные учителя, но заботились об учениках как о родных детях, учили не только и не столько наукам, а воспитывали, давали ориентир в жизни.
В 1951 году семью постигло несчастье: маму посадили в тюрьму. Она работала в магазине продавцом, и однажды ночью магазин обворовали. У мамы милиция нашла черный список должников, ее обвинили в халатности и наказали пятью годами тюремного заключения, но освободили через год. В 1953 году у Тамары родилась еще одна сестренка.
В 1954 году четырнадцатилетняя Тамара окончила на отлично Журавскую семилетку Кантемировского района, получила похвальную грамоту. На протяжении трех лет обучения в школе в селе Журавка отец каждый понедельник просил машиниста паровоза, чтобы тот взял дочь и высадил на посту возле Журавки, а каждую субботу Тамара шла домой шесть километров по шпалам. Казалось бы, что ожидало ее дома? Кроме кроватей и стола с табуретками там ничего не было. Даже на окна мама из газет вырезала «шторы», потом появилась марля. Но какая-то неудержимая сила тянула девочку в родной дом…
В школе любимыми предметами были русский язык, литература, иностранный язык и другие предметы гуманитарного профиля. Со школьной поры очень запомнился день 5 марта 1953 года, когда умер Сталин. В школе был митинг, учителя и ученики плакали, горечь невосполнимой утраты жила в каждом человеке.
В период каникул многие ученики работали на прополке в совхозе «Красный молот»: платили копейки, но колхозники вообще работали за трудодни. Тамарины родители скирдовали в колхозе солому, чтобы заработать на корм корове. Для домашнего подсобного хозяйства дети помогали им заготавливать траву (рвали бурьян в поле по подсолнуху, по кукурузе, сами перевозили маленькой арбой, сушили и складывали в стожок), косить сено на угодьях не разрешали. Нельзя было и рубить в лесу дрова, поэтому дети помогали собирать сушняк и заготавливать перегной для топки. Железнодорожники получали уголь и керосин, поэтому в доме семьи Середа была даже десятилинейная лампа, а у многих – коптилки из гильз. Отец был мастером на все руки: плотничал, столярничал, шил сапоги, всем родственникам в хуторе построил дома.
Со школьной скамьи у Тамары была мечта - стать учителем. Среднее образование она получила в Михайловской школе Кантемировского района, там же вступила в комсомол. Жили в интернате, на выходные домой также в основном ходили пешком. Из дома несли сумки с продуктами, а в интернате сами готовили еду на печке. В стране был объявлен призыв – осваивать целинные земли. Середа Тамара, ученица девятого класса, подговорила весь класс, но, к большому огорчению, их просьба была отклонена из-за того, что они не подходили по возрасту. В десятом классе Тамару избрали секретарем комсомольской организации. «Мною владело огромное чувство патриотизма, хотелось совершить много великих и добрых дел для своей Родины, для людей, которые живут рядом со мной», – вспоминает Тамара Николаевна сегодня. Вместе с подругами зачитывались романами, в библиотеке стояли в очереди за книгами, утром поднимались раньше всех и делали зарядку под песню «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер», доверяли друг другу свои мечты. Так воспитывали школа, учителя и книги. После десятого класса хотели с подругами уехать по путевкам на стройку, обратились с просьбой в райком комсомола, но получили отказ: на тот момент путевок не оказалось. Такое было разочарование! Возвращались домой со слезами на глазах.
Тогда с подругой Светой решили осуществлять мечту стать учителями. Поехали поступать в Каменское педагогическое училище, но их здесь ожидала неудача: не прошли по конкурсу. Вернулись домой и пошли учиться в Кантемировское училище механизации, по окончании которого получили дипломы, где напротив слова «специальность» было написано: «Тракторист – машинист широкого профиля», а по всем предметам стояли только отличные оценки. На практике Тамара работала штурвальной в селе Михайловка, во время уборки на двоих с подругой получили в хуторе Пасеково прицепной комбайн, в котором постоянно забивался сорняками шнек, рвались полотна, и девушкам приходилось ремонтировать. Руки не успевали заживать, постоянно были в ссадинах и царапинах, но они не жаловались: им казалось, что комбайнер – это самая романтичная профессия на свете. Но все-таки ближе к осени, когда подходила к концу уборочная страда, решили менять профессию, потому что мечта стать учителями жила в сердцах. К экзаменам готовились очень серьезно, и на этот раз мечтам суждено было сбыться – они стали студентками первого курса Каменского педагогического училища. В училище была очень строгая дисциплина, подруги никогда не пропускали занятия, свободного времени практически не оставалось. Стипендию расходовали на питание и оплату квартиры. Часто в училище проводились диспуты. Девушки верили, что причастны к величайшему делу в истории – построению самого светлого и справедливого общества, какого мир еще не знал, у них были свои идеалы и кумиры. Тамара Николаевна рассказывает: «После полета первого в мире человека в космос появился еще один кумир – Юрий Гагарин. Нам казалось, что и мы причастны к этому величайшему достижению страны. И любому недоброжелателю мы с гордостью могли ответить словами: «Зато мы делаем ракеты и покоряем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей!». В 1960 году Тамара приехала на практику в Голянскую семилетнюю школу. Здесь сердце молодой учительницы покорил высокий, статный агроном Дмитрий Гаврилович Гайворонский.
Педагогическая деятельность Тамары Николаевны началась с 23 августа 1961 года, после окончания училища, в уже знакомой Голянской семилетней школе (в 1962 году школа стала восьмилетней, в 1965 году была переименована в Шевченковскую в связи с переименованием села Голого в село Шевченково). Вакансий по специальности в начальных классах не было, назначили учителем биологии. С каким волнением входила молодая учительница в первый раз в седьмой класс! Готовились работать в начальных классах, а пришлось начинать со старших. По вечерам работала вечерняя школа, где нужно было преподавать химию взрослым людям. Много времени уходило на подготовку к урокам, в трудных темах помогал разбираться муж Дмитрий Гаврилович, агроном колхоза и заочник Воронежского сельскохозяйственного института. 3 мая 1962 года у Гайворонских родилась дочь, а с 1 сентября освободилось место в начальных классах. Тамара Николаевна приняла класс-комплект 1-х – 3-х классов, в котором было более 20 учащихся, и это уже была ее стихия. Коллегой была Анна Федоровна Ремизова, учитель с большим стажем работы, она постоянно делилась опытом, особенно подкупали Тамару Николаевну ее деловитость и выдержка, с годами мастерство пришло и к ней. В начальных классах Тамара Николаевна проработала 15 лет, помнит все свои выпуски, особенно первый. За четыре года так срасталась с детьми, что как будто от сердца отрывала, передавая в пятый класс. Сегодня в школе уже учатся внуки первых выпускников Тамары Николаевны.
Тамара Николаевна, работая учителем начальных классов, решила продолжить образование, поступила на заочное отделение исторического факультета Воронежского государственного университета. Поступала с одним ребенком на руках, а закончила в 1975 году с пятью. Члены государственной экзаменационной комиссии с большим интересом и уважением смотрели на студентку-выпускницу, на груди которой была прикреплена «Медаль материнства 2-й степени». В 1978 году родила шестого ребенка и получила «Медаль материнства 1-й степени». Решили строиться, так как старый дом был уже в аварийном состоянии. Новый дом получился добротный, просторный. Нежно-зеленые стены (комнаты покрывались золотистым накатом). По тем временам это была редкость, и многие шли, как в музей, посмотреть. Правда, мебели мало было. Но с годами все нажили. Радовали дети: пять девочек и один мальчик. После окончания института Тамара Николаевна год работала учителем истории в Михайловской средней школе, пока не освободилось место учителя истории в Шевченковской школе. В 1981 году Гайворонская стала завучем, а в 1982 году была назначена на должность директора и проработала на этом посту до 1990 года. За годы ее директорства печное отопление в школе было заменено на водяное, построена котельная, обновлена электропроводка, закуплены новые мебель и оборудование. Очень радовали Тамару Николаевну помощь колхоза и энтузиазм учителей. В 1987 году за свой труд она была награждена медалью «Ветеран труда».
С 1998 года Тамара Николаевна находится на заслуженном отдыхе, ее педагогический стаж составляет 36 лет. Все годы Тамара Николаевна учила детей истории и воспитывала на ее примерах, как этому научили ее учителя. За это время и собственных детей вырастила и выучила. Старшие дочери - Татьяна, Лилия, Елена и Мария - пошли по стопам матери, стали педагогами, младшая отдала предпочтение медицинской профессии. Сын Сергей окончил Высшее военное авиационное училище штурманов, служил в морской авиации на Дальнем Востоке. Сейчас Тамара Николаевна помогает воспитывать внуков, которые, как и дети, выделяются не свойственным современной молодежи уровнем воспитанности.
Тамара Николаевна Гайворонская считает, что профессия учителя трудная, требующая не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки. Главными чертами каждого педагога должны быть доброта и преданность профессии. А о себе она говорит так: «У меня счастливая учительская судьба. Школа – жизнь моя!».