Эссе учителя

В неоплатном долгу

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Кто лучше всего может знать историю, нежели тот человек, который сам был ее очевидцем, стал ее составной частью? Дорога была выбрана прямая и правильная: пединститут, исторический факультет. Много лет Александр Иванович Жидков преподавал историю и работал директором Валентиновской восьмилетней школы. Затем был переведен директором в Михайловскую среднюю школу, где и проработал до конца своего трудового пути…
Александр Иванович Жидков родился на мирной земле в селе Луговом Колышлейского района Пензенской области 4 июня 1923 года. Он хорошо знал, как гремят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Он видел, как строят новые дома, но не подозревал, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Он знал, как обрываются сны, но трудно было поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.
Прошло безоблачное детство. Закончились короткие школьные годы.
Жидков поступает в Бобруйское (ныне Омское) военное танковое училище. Получив специальность воентехника второго ранга, 13 декабря 1941 года успешно оканчивает это училище.
А 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Война – это очень страшно. Это кровь, муки, голод, разруха, смерть.… Наша страна вступила в смертный бой с жестоким врагом.
Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово – война.
Над планетой, над целым миром
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то,
Чтоб горели огнем города,
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.
Александр Иванович направляется на Западный фронт командиром взвода 8-й танковой бригады. За особые заслуги при защите Бобруйска он был награжден медалью «За отвагу».
После переформирования подразделений Александра Ивановича переводят на Южный фронт командиром взвода 110-й танковой бригады. Он участвовал в Ясско-Кишиневской операции, был ранен и направлен на лечение в эвакогоспиталь в Горький. Домой в письме написал: «Слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчив, рвется вперед. Но Москву мы не отдадим ни за что! Перед нами благородная задача – очистить нашу Землю от фашистских варваров, чтобы наши дети - будущее нашей Родины – жили
спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Я скоро выздоровею, мне снова выпадет счастье бить врага».
Выздоровев, молодой боец попадает сначала на Ленинградский, а затем на Степной фронт, где командует танком 36-го отдельного гвардейского полка. За проявленную находчивость, за героизм Александр Жидков награжден орденом Красной Звезды.
12 июня 1943 года Александр Иванович участвует в танковом сражении под Прохоровкой в должности командира взвода 78-го отдельного гвардейского тяжелотанкового полка (Украинский фронт).
От рожденья Земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля,
Все пылало под Прохоровкой.
В этом тяжелом бою Александр Иванович горел в танке, подожженном фашистами. Спасся сам и спас своего раненого друга, вытащив его из горящего танка.
Разве можно перечислить все, что пережили, перетерпели, выстрадали наши солдаты? Они сражались во имя мира и мечтали о будущей мирной жизни в передышках между боями, в тесных землянках и в холодных окопах. Такие молодые, они грудью встречали врага, защищая нашу Родину.
И выстояли! Победили!
Какими путями прошли вы, ребята,
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица. Стираются даты –
Военных дорог никогда не забыть!
Войну Александр Жидков закончил в декабре 1944 года в Чехии, перед Брно.
После окончания войны его направляют в Челябинск, в учебный танковый полк. Он осваивает новый танк СУ-100.
С августа 1945 года по апрель 1947 года служил в танковом батальоне Южной группы войск в Болгарии. Демобилизован в 1947 году.
Кто лучше всего может знать историю, нежели тот человек, который сам был ее очевидцем, стал ее составной частью? Дорога была выбрана прямая и правильная: пединститут, исторический факультет. Много лет Александр Иванович преподавал историю и работал директором Валентиновской восьмилетней школы. Затем был переведен директором в Михайловскую среднюю школу, где и проработал до конца своего трудового пути.
Александр Иванович Жидков – это творчески работающий учитель и руководитель, глубоко понимающий проблемы современной школы. Беззаветно преданный детям педагог, стремящийся дать каждому ребенку прочные знания. Он считал, что дети по своей природе любят школу, интересуются учебой, но очень важно вселить в каждого школьника веру в собственные силы. Александр Иванович всегда был приветливым, вежливым, доброжелательным, подтянутым, требовательным не только к другим, но и в первую очередь к себе. Он не только учил ребят, делился опытом со своими коллегами, но и постоянно учился сам, много работал над повышением своего профессионального мастерства.
Уроки Александра Ивановича отличались четкостью, логичностью, глубоким содержанием. Постоянный творческий поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, душевное родство учителя, учеников и родителей – вот характерные черты работы этого педагога.
Ответственное отношение к своим обязанностям, умение учитывать все до мелочей, использовать опыт передовых учителей и собственное творчество, доверительная атмосфера, деловые доброжелательные отношения – все это помогало в работе, как учителя, так и директора школы.
Рядом с Александром Ивановичем нога в ногу шагала, была его поддержкой, опорой, надежным другом супруга – Александра Семеновна – учитель русского языка и литературы. Они вместе проработали в школе всю жизнь, прожили в любви и согласии, воспитали четверых замечательных детей: двух сыновей и двух дочек. В их большом семействе есть и внуки, и правнуки. Дом Жидковых никогда не бывает пустым. Здесь царят доброжелательная и приветливая обстановка, тепло, уют.
Начиная со школьной скамьи я просто бредила профессией учителя. И это благодаря Александру Ивановичу. Окончив Михайловскую школу, поступила в Россошанское педагогическое училище. Через четыре года окончила его с отличием, получив специальность учителя начальных классов и старшего пионерского вожатого. Сразу же поступила в Воронежский государственный педагогический институт на физико-математический факультет, отделение математики. И счастью моему не было конца, когда Александр Иванович пригласил меня работать в родную школу учителем математики! С тех пор минуло 35 лет…
Кстати, не только я, но и многие из выпускников нашей школы, которых учил Александр Иванович, избрали педагогический путь только потому, что хотели быть такими же педагогами, как их Учитель, передавший им не только свои знания, но и любовь к жизни, бесконечное стремление к познанию нового. Десять из семнадцати учителей Михайловской школы являются ее выпускниками.
Очень жаль, что люди не могут жить вечно… С годами Александра Ивановича стали беспокоить военные раны. Правда, он никогда не жаловался на свои болячки и вообще старался не вспоминать о них, хотя и был замечательным собеседником. И особенно интересно он рассказывал о своих фронтовых дорогах.
Умер Александр Иванович в 1999 году. Но память об этом замечательном человеке будет вечной. Его знали и помнят не только жители нашего села, но и многие в Кантемировском и других районах. Мы в неоплатном долгу перед такими людьми, как Александр Иванович Жидков.