Эссе учителя

Призвание пришло по воле случая

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Призвание пришло по воле случая… К кому можно отнести эти слова? Сразу представляю одного очень интересного человека, с которым посчастливилось работать. Он директор школы. Он уверен в себе и, как модно говорить, самодостаточен. О нем иногда в кулуарах говорят как о человеке, не имеющем педагогического образования. Да, он окончил Московский институт стали и сплавов и готовился к нелегкой профессии, связанной с людьми «горячего племени», мартеновскими богами, к профессии, в которой главное – чувствовать в себе сильного человека, быть готовым к ответу на вопрос: «Человек человеку кто?». Он готовился к жизни с людьми, для людей.
Валерий Юрьевич Горбунов. Родился в 1962 году в городе Павловске Воронежской области. С золотой медалью окончил школу. Служил в армии. Работал на Новолипецком и Орско-Халиловском (город Новотроицк Оренбургской области) металлургическом комбинатах. В Новотроицке создал семью. Когда родилась дочь, то выяснилось, что экология металлургического центра пагубно сказывается на ее здоровье. Вопрос о выборе между перспективной работой, обустроенностью быта, сложившимся кругом друзей и здоровьем дочери даже не стоял – семья Горбуновых сразу же перебралась Павловск. Начинался новый этап.
Жизнь в отчем крае, до боли родном, напоминающем о детстве, обласканном теплыми летними лучами солнца, умытом нежными водами Дона, Осереди, Тахтарки и освященном Покровским храмом, благословившим не одну плеяду выпускников расположенной рядом школы № 1, давала душевное спокойствие. Родители, умница жена, вскоре родившаяся вторая дочь – это все, ради чего надо достигать успехов.
Девочки росли веселыми, озорными, влюбленными в папу. Долго верили в существование Деда Мороза. Не от того ли, что он всегда был рядом? Учились легко и окончили «папину» школу с золотой медалью.
Казалось бы, изначально все складывалось легко и просто… Вот только работы по специальности в Павловске не было. «И уже не объяснить, почему выбор пал на профессию учителя. Мне в школе очень трудно и трудно будет всегда. Но несказанно интересно видеть славные мордашки, осознавать, что ты вместе с ними идешь по жизни, деля радости и неудачи. А как это здорово – видеть их жизненный успех! Ведь от меня в большой степени зависит, какими им быть», – говорит Валерий Горбунов.
Он окончил педагогический факультет Московского института инженеров сельскохозяйственного производства и в мае 1989 года пришел в Павловскую среднюю школу № 3 учителем информатики.
Молодой, умный, интересный в общении мужчина в школе. Это само по себе уже событие. Но все-таки не это было самым главным. Компьютеры только начинали входить в жизнь молодого поколения. Все тайны, возможности компьютера Валерий Юрьевич смог донести до ребят простым, доступным языком…
90-е годы, ставшие для него испытанием на учительском поприще, были непростыми: постоянные задержки заработной платы, забастовки, переговоры с администрацией. Здесь Валерий Федорович показал себя компетентным во многих юридических, экономических и нравственных вопросах. Люди поверили в него и избрали сначала председателем стачечного комитета, а затем председателем профсоюзной организации школы. Горбунов решал вопросы уверенно, со знанием дела, тактично, интеллигентно.
Он шел в ногу со временем. Не остался равнодушным к вопросам модернизации образования, был готов к переменам. И его заметили, почувствовали... Вскоре Валерий Горбунов был назначен директором Павловской средней школы № 1, уже в его бытность набравшей обороты и сумевшей поднять свой уровень до школы с углубленным изучением отдельны предметов.
С задачей создать широкое интеллектуальное и творческое пространство, помочь найти себя в нем учителю и ученику Валерий Юрьевич, безусловно, справился.
Математический профиль Павловской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов очень силен авторскими спецкурсами: «Модули», «Параметры», «Решение задач методом дополнительного построения». Они разработаны учителями школы. Результатом данной работы стала победа в 2007 году на Международном конкурсе «Математика и проектирование» Марии Чернявской – ее работа «Геометрические миниатюры» из трехсот предоставленных работ заняла второе место. А на состоявшейся в 2010 году Всероссийской детской конференции «Первые шаги в науке» диплом 1-й степени достался ученице нашей школы Анастасии Поповой, а диплом 2-й степени - нашему ученику Юрию Емельянову.
Заочное участие во Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «Юнеко-2009» также завершилось наградами. Дипломом 1-й степени была отмечена работа по литературному краеведению «Пушкинист Павловского придонья – Солодовченко Дмитрий Федорович» Татьяны Зозулиной и Анастасии Бурджанадзе, дипломом 2-й степени – работа по географии «Павловск – колыбель русского флота» Любови Кривобоковой.
В 2010 году школьное научное общество учащихся «Умники и умницы» принимало участие в работе 25-й юбилейной ежегодной конференции научного общества учащихся Воронежского государственного университета. По многим предметам исследования и проекты, над которыми работали наши учащиеся, отмечены дипломами: диплом 1-й степени по литературе – Любовь Кривобокова, диплом 2-й степени по литературному краеведению – Татьяна Красникова и Оксана Олейникова, диплом 1-й степени по истории – Мария Воронина, диплом 2-й степени по мировой художественной культуре – Анастасия Горяинова, диплом 2-й степени по математике – Андрей Чмелев, диплом 1-й степени по физике – Татьяна Зозулина и Анастасия Бурджанадзе, диплом 1-й степени по географии – Дмитрий Кравцов.
Во Всероссийских молодежных заочных предметных чемпионатах при поддержке Центра развития одаренности успешно участвовали в текущем году по английскому языку 11 человек, по литературе 21 человек, по биологии 10 человек, по математике и информатике 40 человек. Учителя и учащиеся награждены дипломами, сертификатами и памятными подарками. Официальное приглашение в летний профильный лагерь получили победители чемпионата: Алла Кульчицкая, Алексей Псарев, Юрий Емельянов, Анастасия Попова.
Широкие возможности открывает школьная программа «Одаренные дети». Ансамбль «Непоседы» является многократным победителем Всероссийского конкурса «Роза ветров. Транзит Москва – Сочи», участником и победителем Международного конкурса в Чехии.
Программы «Школа выживания», «Здоровье» дают возможность ребятам участвовать в районных и областных туристических слетах и занимать призовые места. В 2009 – 2010 учебном году команда заняла почетное второе место, уступив лишь команде Россоши.
Да и сам наш директор – спортивный человек. Но тренировки по волейболу и футболу в течение года вовсе не праздное развлечение. В конце учебного года выпускники получают огромное удовольствие от соревнований с командой учителей.
В 2008 году наша школа стала школой-«миллионером». Среди учителей есть победители Всероссийского конкурса лучших учителей образовательных учреждений для денежного поощрения за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Вот каков итог деятельности человека, который нашел призвание в школе по воле случая.
А еще Горбунов на второй срок подряд избирается депутатом районного Совета Народных депутатов, а до этого был депутатом горсовета…
Академик Дмитрий Лихачев сказал: «В руках учителя наше будущее, наш ХХI век». И я уверена, что в руках такого человека, как Валерий Юрьевич, будущее будет достойным.