Эссе учителя

Посеем семена добра…размышления на тему: «Педагог – воспитатель»

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Посеем семена добра,
Покуда сеять можем,
Пока земля, что столь щедра,
Для нас не станет ложем.
(Фирдоуси, персидский поэт, 10 век)

Так сказал персидский поэт несколько тысячелетий назад, но эти слова современны и относятся ко всем людям, а особенно к тем, кто назевается педагогом, учителем. Мудрая азербайджанская пословица гласит: «Хорошее воспитание - лучшее наследство». Какие мы «посеем семена добра», что дадим ребёнку в наследство? Я считаю, что основная задача школы - воспитывать людей высоконравственных, обладающих чувством гражданского долга и любовью к родине, духовно богатых.
Я представляю основные направления, по которым я веду воспитательную работу на уроках и внеурочное время, через творческие работы.

«Человек, который понимает природу, - благороднее, чище»
Л.М. Леонов.
«Охранять природу - значит охранять родину»
М.М. Пришвин.

Патриотизм - система ценностей, которыми располагает человек и общество. Как всякая система, он многогранен. Мне представляется, что одной из существенных его граней является чувство Родины, ощущение кровной связи с ней. Это чувство может формироваться разными путями. Один из таких путей - воспитание у ребенка любви и бережного отношения к природе. Публицист Д.С. Лихачев в письме «О русской природе» пишет, что «природа может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережёт её, не наносит ей непоправимого ущерба, не засоряет рек…» Я полностью согласна с мудрыми мыслями В.А. Сухомлинского: «Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, - это эмоциональный важнейший источник любви к Родине». Я убеждена, что чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека, как личность.
Я провожу на эту тему уроки, внеклассные мероприятия, пишу с детьми творческие работы о природе и бережном отношении к ней:
Урок развития речи. Подготовка к сочинению - рассуждению в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу». 7 кл. Проведено - РМО.
Внеклассное мероприятие «Родная природа в изображении русских художников и поэтов». 7 кл. Проведено - ШМО.
«Березонька - краса земная! Ты - символ родины моей, родного края». Методические разработки праздников, стихи, рекомендации по работе с берестой, познавательный материал о березе. - Материал «Марша парков» заповедника «Полистовский».
«Дерево земли, на которой я живу» - методическая разработка праздника (7-9 кл.), представленная в ИПКРО на конкурс методических разработок воспитательных дел в классном коллективе.
Творческие работы учащихся:
Размышления на тему «Я и природа».
Японские трехстишия хокку
«Мы знаем точно:
Любить природу и животных - значит любить нашу планету!»
Стихотворения о родине, природе «Пою моё Отечество!»

«Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм»
И. Гончаров
Неотъемлемая часть патриотического воспитания - работа по разъяснению государственной символики. В современную эпоху, когда теряются идеологические ориентиры, необходимо знать свою историю, свои корни. Тексты национальных гимнов - это цикл произведений, объединенных идеей прославления Родины. Они дают яркое представление о духовных ценностях страны.
Мною проведен в 8 -ом классе устный журнал «Россия - священная наша держава» (история государственного гимна РФ), методическая разработка которого на районном конкурсе, посвященном государственной символике, заняла 1-ое место.
Очень важно воспитывать у детей чувства долга и обязанности служить своему отечеству, а в минуты опасности и защищать его. Мои ученики приняли активное участие в конкурсе сочинений, проводимом районным военкоматом «Почему я хочу служить в армии?» Работа Симановой Юлии заняла призовое место и была опубликована в районной газете «Сельская новь».

«Изустная литература - достоинство и ум народа, его нравственный облик».
Д.С. Лихачев
Необходимо воспитывать у детей чувства гражданственности и любви к родине через изучение народного творчества, приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа.
Д.С. Лихачев пишет: «Русский народ создал огромную изустную литературу, она была достоинством и умом народа. Она ставила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь с её обычаями и традициями, связанными с его трудом и природой, почитанием отцов и дедов». Все начинается с детства: любовь к своей малой родине, услышанной сказке, песне, любовь к родному русскому слову. Знакомство детей с народной поэзией, народными обычаями раскрывают перед ними самые существенные связи и закономерности жизни. Фольклор отражает труд человека, его взаимоотношение в коллективе, учит детей видеть прекрасное. Мои наблюдения и опыт работы дают возможность сказать, что на примере русской национальной культуры дети совершенствуются духовно-нравственно и эстетически.
На уроках, внеклассных мероприятиях, предметных неделях я использую свою творческую краеведческую работу «Частушки псковской губернии».
Краеведческий материал «Частушки Бежаницкого района» (Исследование тематики, поэтических образов частушек моей бабушки Головиной Пелагеи Владимировны) опубликована в районной газете «Сельская новь» и центральном издании - журнале «Народное творчество» (№6, 2002 г.)
На РМО мною проведен в 8-ом классе урок на тему «Русская народная лирическая песня» с использованием краеведческого материала.

«Чти отца своего и матерь свою. Семья - союз священный».
Д.С. Лихачев.
Что такое семья? Это любовь и забота, труд и совместный отдых, радости и печали, привычки и традиции. В семье закладывается нравственные основы подрастающего человека. С любви к родителям начинается формирование лучших качеств личности. Любящий своих родных, отца, мать будет способен на сочувствие, сострадание, милосердие к другому человеку. Мои ученики принимают активное участие в конкурсах творческих работ, посвященных семье, её ценностям. Работы занимают призовые места:
«Моя любимая бабушка» - 2003г., 1 место - район.
«Посвящается маме» -
1999 г. 1 место район, 3 место область.
2000г. 1 место район, 3 место область.
2001 г. 1 место район.
2006 г. 2,3 места - район.
На ШМО мною проведен урок развития речи «Моя семья. Описание внешности человека по фотографии». Ребята принесли свою любимые семейные фотографии, рассказывали историю их появления, знакомили со своими близкими. На таких уроках дети учатся чтить и сохранять семейные традиции, уважать родных, близких, в первую очередь - своих родителей.
Я сама являюсь представителем учительской династии. В 2010 году, объявленном Годом Учителя, я собрала материал о своей династии и приняла участие во Всероссийских конкурсах: «Семья России - 2010», «Учительская династия» (Интернет-проект).

«В нём прекрасных слов богатство, сила красоты».
И. Гришашвили.
Воспитание любви к родному языку, слову. Культура речи.

Любовь к родному слову, языку, овладение культурной речи - необходимый элемент воспитания ребенка.
В 2004 г. на РМО в 6 классе было проведено мероприятие по воспитанию культуры речи, ток-шоу «Слова - загадки».
«Устаревшие слова» - открытое занятие кружка (ШМО). Истинный гражданин и патриот своей страны - это человек, знающий своё прошлое. Необходимо приобщать детей к духовно - нравственным ценностям своего народа. Как учитель - словесник, я стараюсь делать это через слово. Ребята на занятии кружка познакомились с предметами быта, национальными костюмами, словами, их называющими. Использовался краеведческий материал местного районного музея, историко-этнографических очерков Псковской губернии. В смутное время национальной розни мы говорили о наших соседях. Ведь на Псковщине соединились несколько культур. Себеж и Невель входили в Витебскую губернию, Север - Эстония, этническая общность «сету».
А с 8-ым классом на предметной неделе мы исследовали малый фольклорный жанр - загадку, наблюдали за её образностью, метафоричным строем.

«Здоровье – не все, но все без здоровья ничто!»

Педагог - воспитатель обязан не только воспитывать, но и заботиться о самом главном - здоровье ребенка. Я это делаю на внеклассных мероприятиях, через детское творчество. Ребята с удовольствие сочиняли к Всемирному дню отказа от курения сказки «Сказка - ложь да в ней намек, добрым молодцам урок», писали стихи и рассказы о поведении на дороге на тему «Мы - за безопасность на дорогах».
В своей воспитательной работе разработала и использую личностно-ориентированные педагогические технологии:
• Наблюдение за развитием ребенка – сохраняю творческие работы в течение обучения ребенка. Слежу за тем, как ребенок осмысляет окружающий мир и себя в этом мире, как растет в своем развитии. Пример этому – творческая работа Гребня Юры «Я и природа» (с 5-й по 9-й класс).
• Выбор и отработка определенной темы, сбор материала и творческие образцовые работы учащихся. Соблюдение традиции, последовательности в работе по конкретной теме приносит положительные результаты. Пример этому – творческие работы о ценностях семьи. Два места - область, четыре первых, второе, третье - район.
• Работа с конкретным ребенком по разным темам. Например, ученица моего класса Симанова Юля после 9-го класса решила поступать в средне-специальное ОУ, я поставила цель помочь ей. Ведь не только родители, но и я должна была помочь ей в становлении личности, укрепить себя нравственно перед выходом во взрослую жизнь. Принимая участие в творческих конкурсах, мы размышляли с ней о патриотизме, защите Родины, природе. Юля приняла участие в пяти районных конкурсах. По итогам – в трех конкурсах места призовые.
• Реализация на практике гуманистической направленности образовательного процесса: увидеть и оценить способности каждого ученика.
• Проведение коллективных творческих дел на нравственные патриотические темы, отработка определенных тем
Результаты работы представляются мною на ШМО, делюсь опытом с молодыми педагогами. Отчеты о творческой работе в конце учебного года сдаю администрации. Ежегодно готовлю обобщение опыта и творческие отчеты на РМО.
Воспитательная работа ведется целенаправленно, согласно направлению работы школы.

Трудно с ними, ну и пусть.

Мы перед будущим в ответе:
наша радость, боль и грусть,
Наше будущее - дети.
Трудно с ними, ну и пусть.
В.Шутова.

«Лишь гуманность, доброта законов всех превыше…»
Саша Липин
Какими правилами я руководствуюсь в работе с детьми? Считаю, что человек, переступивший порог школы, называющий себя учителем, не должен ограничиваться воспитательной работой в классе, где он классный руководитель. Мы воспитываем всех и всегда: на уроке, внеклассном мероприятии, предметной неделе, через творчество.
Я занимаю позицию не «Вы для меня», а «Я для вас». Моё правило в последней строке стихотворения шутовой: «Трудно с ними, ну и пусть». Недавно в одной из сказок Дж. Родари я прочитала: «Нет на свете человека счастливее того, кто может подарить что-нибудь детям». Я подумала, что смысл работы педагога - воспитателя дарить детям не только знания, но и помощь, поддержку, доброту, внимание. Я стараюсь помочь каждому ребенку (второгоднику, двоечнику, ребенку из класса КРО, ребенку нерусской национальности) сказать: «Я смог, я сделал! Я такой, как все! Я не хуже других!»
Я использую принцип равного права как «сильных», так и «слабых» школьников на участие в любом внеклассном мероприятии, творческом конкурсе. Приняли участие:
Заповедник «Полистовский». Конкурс юного журналиста «Мой друг».
Зырянов Сергей, второгодник, учет ПДН.
Конкурс «Сказка - ложь…» Леонова Диана - КРО; Леонов Дима - КРО
Конкурс творческих работ «Моя мечта», Леонова Диана - КРО.
Конкурс областной библиотеки им. Каверина «Страна моей мечты» Леонова Диана - КРО;
Заповедник «Полистовский» - «Если бы я был директором заповедника» - Леонова Д. - КРО, Леонов Д. - КРО,
«Мы - за безопасность на дорогах» - Леонова Диана - КРО (стихотворение), Леонов Дима - КРО (сказка).
«Посвящается маме» - Леонова Диана - КРО (2 место - район).
Принимал участие в конкурсах сочинений заповедника «Полистовский» и райвоенкомата «Почему я хочу служить в Армии?» и был награжден грамотами второгодник Иванов Денис,7 кл.
В 5 класс пришел Аллахвердиев Игорь, азербайджанец по национальности. Его тетради по русскому языку пестрели от красной пасты. Ребенок вспыльчивый, гордый, его самолюбие очень страдало. Когда мальчик открывал тетрадь с моими исправлениями и оценкой, краснел, на глаза наворачивались слезы. Я обратила на это внимание, попыталась внушить ему, что познавать любой язык нелегко, особенно русский, учитывая то, что это не его родной язык. Я стала предлагать ему свою помощь, участие наравне со всеми в конкурсах творческих работ. Ребенок с удовольствием пошла встречу, явился участником:
Конкурс МПС «Яркое событие в моей жизни».
Конкурс ДДТ «Всему начало - отчий дом».
Конкурс заповедника «Полистовский» «Если бы я был директором».
А когда я объявила о конкурсе хокку заповедника «Полистовский», он один из 7 класса написал. И сколько удовольствия и гордости было в его глазах, когда я принесла в 7 класс напечатанные работы своего 9 класса, где были и его стихи.
Уважать каждого ребенка, видеть в нем личность, индивидуальность. Мне думается, что при таком подходе к воспитанию удается находить короткий путь к сердцу. И тогда, уходя, дети скажут: «Мы всегда, будем помнить доброту, заботу, ласку, любовь, понимание. Вы навсегда останетесь для нас второй матерью, а для кого - то и первой!» Дети раскрывают тебе душу, советуются, несут свои дневники. А это так важно в педагогической работе. Я убеждена в том, что именно такой подход превращает общение учителя с ребенком в могучее средство развития умственных способностей ребенка и его воспитания.