Эссе учителя

И каждый час, и каждую минуту о чьих-то судьбах вечная забота

Рейтинг
ПлохоОтлично 

И каждый час, и каждую минуту О чьих-то судьбах вечная забота.
Частицу сердца отдавать кому-то.
Такая, брат, у нас с тобой работа!

Разрешите представиться, Цуканова Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы. Вот уже более 35 лет работаю в школе, люблю и уважаю своих учеников, стараюсь идти в ногу со временем. Ребята в каждом выпуске часто задают подобные вопросы: легко ли быть учителем в 21 веке? Ведь дети лучше поиграют в компьютерные игры, чем почитают книгу?
Быть Учителем всегда сложно и ответственно. Двадцать первый век - век развития информационно-коммуникационных технологий. Компьютеры прочно вошли в жизнь молодого современного человека. Виртуальное общение позволяет уйти от многих проблем, поэтому вызвать интерес к русской словесности - задача не из легких. Ведь изучение языка - это постижение его законов, сложных и таинственных.
С каждым классом путь приобщения к урокам словесности разный. На уроках литературы мне важен этап первоначального восприятия текста, в процессе которого я получаю ответы на вопросы о том, что значимо именно для этих детей в прочитанном произведении. Учитель - тоже читатель, только с большим читательским опытом. Ученик - читатель начинающий. Как читатель я делюсь своими сомнениями и трудностями. Поэтому взаимодействие с текстом становится интереснее, а сам текст доступнее. К примеру, я рассказываю, как произошло моё первое знакомство с тем или иным автором, что происходило со мной в процессе общения с книгой, были ли трудности. Разговор по душам приближает к юному читателю фигуру автора и громаду текста.
Хотелось ли когда-нибудь бросить всё и проявить себя в совершенно другой сфере деятельности?
Моя педагогическая деятельность началась в 1974 году. Поступала в Горно-Алтайский педагогический институт. Хорошо сдав первые три экзамена, на последнем, истории, неожиданно «срезалась». Вернувшись несолоно хлебавши домой, стала работать в детском садике и на следующий год поступила в Барнаульский Государственный педагогический институт (но уже заочно, закончив его в 1980г.) В 1976 году перешла работать в школу. Не было опыта, работали в две смены, нагрузка неполная, поэтому была ещё и продлёнка. В итоге, проработав два года, решила уйти из школы куда глаза глядят. Написала заявление по собственному желанию и уехала на сессию. Но, как говорится: не судьба…
Самый запомнившийся урок в вашей жизни?
Вспоминаются разные уроки, курьёзных моментов было очень и очень много. Например, такой…Открытый урок в 7 классе для завучей района. Гостей больше, чем учеников. Разговор идёт о двух генералах и одном мужике… Очень сильный класс, умные, талантливые дети. Урок проходит на одном дыхании, звенит звонок, заканчивается урок…но одна ученица взволнованно говорит, что не на все вопросы домашнего задания прозвучали ответы, и она готова озвучить свои. Коллеги вступили с ученицей в диалог, в разговор включились и другие дети. Двадцать минут урока-экспромта на перемене запомнился и коллегам, и ученикам, и завучу, которая от переживания: почему не выходит класс - стала пить успокоительное…
Чем знаменателен для вас Год Учителя?
Впервые я стала участвовать в Сети творческих учителей – это для меня стало целым открытием, глотком чистого воздуха. Конкурс «Состоявшиеся в профессии» позволил пообщаться с коллегами. Это было такое непередаваемое состояние счастья, узнавание себя в работах коллег, обмен комплиментами, репликами. В результате я стала Лауреатом этого конкурса в номинации «Один день из жизни учителя». Я до сих пор с тёплым чувством вспоминаю терпеливую Вашарину Юлию Евгеньевну. Участие в ВиЭксМ 2010 было для меня настоящим повышением квалификации. Так биться над одной разработкой мне давно не приходилось. Как же было приятно получить Диплом. Низкий поклон Мастерам своего дела Захаровой Татьяне Александровне, Байдаковой Татьяне Борисовне за науку, помощь и поддержку
Ваш жизненный девиз?
Мне очень нравятся слова Л.Н. Толстого: "Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их"
Среди учителей существует конкуренция?
Среди учителей нашей школы, я думаю, нет! Мы всегда поддерживаем друг - друга, советуемся, помогаем. Вот уже более 20 лет я являюсь руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы и с полной ответственностью могу сказать, что мои коллеги очень талантливые, творчески мыслящие, отзывчивые люди
Вы любите путешествовать? Где бы вы хотели побывать?
В наше советское время мне посчастливилось побывать в очень интересных уголках Советского Союза: Крым - Чёрное море - Севастополь; Белоруссия – Минск; Москва – Ленинград, Украина – Донецк; Вязьма –Гагарин, Бородино, Смоленск ( в смоленских лесах собирала грибы и цветы) Побывать хотелось бы во многих чудесных местах России и , конечно же, во Франции, Германии, Греции, где, как говорят, есть всё!
Чем вы любите заниматься в свободное время. Есть ли у вас какое-нибудь хобби?
Уже в феврале на подоконнике в школе появляются ящички с землёй, начинаю сеять, поливать, затем высаживать…цветы. Люблю чернобривцы и левкои за терпкий аромат, ромашки за скромность и простоту, розы – за величавость, герань - за разнообразие оттенков. Очень рада, когда ребята говорят, что у меня в кабинете тепло, красиво и уютно.
Какое время года нравится вам? Весну люблю за надежду, лето за тепло и отдых, возможность «поковыряться» в земле, осень - за бабье лето, зиму – за возможность творить, жить одной жизнью с детьми в моей родной школе.
Незаметно проходит время, меняются дети, меняется само общество и отношения между людьми. Изменилась и я сама.
Оглядываясь назад и подводя итог своей профессиональной деятельности, думаю о том, что я очень счастливый человек, потому что всегда нахожусь рядом с детьми, вижу себя в детях, живу жизнью детей.
Ни мало, ни много, а три полных выпуска прошли через моё сердце. Каждому я отдала частицу своей жизни, каждый остался в моей памяти.