Эссе учителя

Учитель – профессия нужная

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Все дети уникальны по-своему, просто нужно вовремя увидеть талант каждого из них, поддержать в нужную минуту, похвалить и дать возможность проявить себя.
Знакомлюсь со своими учениками задолго до 1 класса, ещё в детском саду. В содружестве с воспитателями выстраиваем единый план работы, который направлен на укрепление здоровья детей, эмоционально-личностное, познавательное и художественное развитие ребёнка, стараюсь, чтобы ребёнок безболезненно преодолевал адаптационный период перехода к обучению в лицее. Приглашаю детей в школу выходного дня «Родничок», которая функционирует 8 лет на базе МОУ лицей №3. Дошколята бегут на занятия с радостью, потому что попадают в удивительную сказку на математике, отправляются в путешествие на занятиях по развитию речи. В союзе с учителями разработана программа «В школу с радостью». Игровые занятия (математика и конструирование, речевое развитие, логопедия, психология, музыка, изобразительное искусство) оказывают положительное влияние на адаптацию детей в 1 классе: они читают, легко общаются друг с другом и учителем – готовы к обучению в 1 классе.
Всматриваюсь в каждого из учеников и задаю себе вопрос: «Какие они, мои ученики?» И сама себе отвечаю: «Самые любознательные и хорошие!» И, правда, мои дети отличаются особой любознательностью и активностью. Развивать эти качества помогает мне система развивающего обучения академика Л.В.Занкова, которую я успешно реализую в практике. Чтобы уверенно и осознанно внедрять систему Л.В. Занкова в работу школьного коллектива, группа учителей-единомышленников под моим руководством объединилась во временный научно-исследовательский коллектив. Благодаря грамотно организованной работе, сплаву молодых и опытных педагогов удалось избежать ошибок в применении принципа обучения в быстром темпе и на высоком уровне трудности. Могу сделать вывод, что главное в процессе обучения не набор педагогических рецептов, а его осмысление. Такой подход обеспечил свободу творчества, поскольку система развивающего обучения предполагает открытость, свободу, гибкость, подвижность, исключает шаблоны. В центре внимания ученики, их умственный труд, мышление. Изучаю склонности и интересы учащихся и их родителей и на первый план выдвигаю формирование познавательной активности учащихся, создание условий для развития творческой деятельности, умение самосовершенствоваться, способность и стремление к самостоятельному приобретению знаний. В результате педагогической деятельности у меня постепенно сложилась собственная система преподавания, основой которой является личностно-ориентированное обучение. Материально-техническая база кабинета, в котором я работаю, позволяет мне использовать видеометод (телевизор, проектор, компьютер, мультимедийное оборудование, DVD) для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке и вести обучение на более высоком уровне.
Основными принципами интерактивного обучения в моей работе являются диалогическое взаимодействие, работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.
Стараюсь разнообразить формы и методы интерактивного обучения. Включаю в урок эвристическую беседу, дискуссию, «мозговую атаку», метод «круглого стола», «деловой игры», презентации, конкурсы практических работ с их обсуждением, приёмы технологии развития критического мышления (синквейн, кластер и др.).
В последнее время обеспокоена тем, что дети очень загружены информацией, которая поступает к ним через разные источники: радио, телевидение, прессу и, в большей степени, Интернет. Всё это пагубно воздействует на физическое, психическое и моральное здоровье будущего подрастающего поколения. Поэтому передо мной очень остро встает вопрос: «А как же сохранить здоровье ребенка?»
Считаю, что использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках, является оптимальным выходом из создавшейся ситуации. В течение нескольких лет я умело ввожу релаксацию, которая включает в себя использование движений, песен, танца, игры-пантомимы; аутогенную тренировку, зарядку и, наконец, юмор, отводя на них 3-5 минут на каждом уроке. Использую подвижные игры, которые способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.
Современные условия, требования концепции модернизации российского образования предполагают ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. На уроке задействую игрушки и картинки. Дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Активизирую все каналы восприятия ребёнка: видео, аудио, двигательно-моторный.
Ввожу элементы театрализации, а также подготовку театральных постановок, которые являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.
Считаю, что здоровьесберегающие технологии на уроках – задача особой важности, а моя задача и состоит в том, чтобы помочь каждому ученику сохранить и укрепить здоровье. Как учитель начальных классов не только использую современные педагогические технологии на уроке, но и веду мониторинг качественного изменения в психическом и умственном развитии учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей. Своевременно выявляю причины различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе, оказываю психологическую помощь в решении конфликтных ситуаций.
Степень развития ребёнка очень важна для меня, но не менее важна и его мотивация к учению. Из опыта вижу печальный факт: некоторые дети, одарённые от природы имеют низкую мотивацию к учению (по какой-либо причине, иногда семейной) не достигают достойных результатов. Провожу нестандартные уроки, экскурсии, праздники; использую интерактивные методы обучения, так как разнообразие форм и методов работы стимулируют мотивацию к учению.
Творческим содружеством учителей и учащихся создан долгосрочный межпредметный проект «Человек вчера, сегодня, завтра…». Мои ученики активно принимают участие в научно-практической конференции.
Основой своего успеха считаю использование в своей воспитательной деятельности сотрудничества, индивидуального и системного подхода: заботливое отношение к каждому ребёнку в отдельности и детскому сообществу в целом. Внеклассная образовательная сфера реализуется мною достаточно успешно в самых разнообразных формах: нестандартные уроки, праздники, классные часы, интеллектуальные игры, экскурсии, прогулки, походы, поездки. За последние годы мои ученики стали активными участниками международных чемпионатов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Старт», «Эрудит планеты», показали хорошие результаты.
Учебная мотивация растёт не только в начальных классах – позитивная динамика сохраняется и в среднем звене лицея, и в профильных классах. Учащиеся имеют высокую мотивацию к учению и готовность свободно адаптироваться к современным условиям жизни. В обществе, пока оно существует, никогда не будет исчерпана цель формирования, прежде всего, человека, личность, которая будет задумываться о мире и о себе в этом мире.
Учитель – профессия особая. В своей жизни мы встречаем людей разных профессий, но все они когда-то учились в школе… И каждый человек своих строгих, мудрых учителей, вспоминает с особым чувством, несмотря на школьные обиды, потому что достижениями, успехом в жизни во многом обязан им – УЧИТЕЛЯМ!