Эссе учителя

Судьба семьи - судьба страны

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Учитель! Нестареющее слово!
Свежо всегда и вечно будет ново!
Пока земля кружится во Вселенной
Профессия учителя нетленна!

Кто я? Откуда? Куда иду? Пожалуй, каждый человек задаёт себе эти вопросы и пытается получить на них ответы. Такие вопросы задаю себе и я. Я учусь в 10 классе и стою на пороге выбора, будет ли связан мой выбор с историей моей семьи, однозначно ответить пока не могу. Если определить ключевыми словами историю моей семьи, то это будет звучать так: семья, династия, школа, общество. Я - представитель учительской династии и хочу рассказать о ней.
Профессиональная «родословная» нашей семьи - Дрютовых-Дяденко -хотя и не претендует на звание самой длительной или самой разветвлённой, но всё же оказывается связанной с основными событиями, происходящими в нашей стране.
Судьбы моих дедушки и бабушки Дрютовых Николая Даниловича и Веры Яковлевны во многом похожи. Они оба родились в простых крестьянских семьях, только он в Воронежской области, а она - в Тамбовской. Они мечтали сеять разумное, доброе, вечное и поэтому выбрали педагогическую деятельность. В один год закончили педагогическое училище в г. Рассказово Тамбовской области. Они не искали лёгкой жизни и поэтому по распределению поехали в одну из деревень Воронежской области. Деревня тридцатых годов - это начало становления колхозной жизни, когда ещё много было сомневающихся, часть взрослого населения - вообще безграмотными. И поэтому учитель в то время не только работал с детьми, но и обучал грамоте взрослых. Ему приходилось быть и агитатором, и объяснять политику, и возглавлять избирательные кампании, ведь учителя были самые образованные люди на селе. Именно такими были мои дедушка и бабушка.
Село, в которое их забросила судьба, оказалось большим, хотя школа была и начальная, тогда, перед войной, детей было очень много. Дедушку сразу назначили директором школы, а бабушку - учительницей, днём они учили детей, а вечером ликбез проходили взрослые. Кроме того, к ним постоянно шли люди: кто за советом, кто прочитать статью в газете, а кто просто поговорить с умным человеком, ведь они были образцом культуры на селе.
В 1939 г. дедушку забрали в действующую армию, и до начала Великой Отечественной войны он служил политруком на Польской границе в г.

Белостоке. Последнее письмо пришло за несколько дней до начала войны, а в 1942 г. - «страшная бумажка» со словами: пропал без вести. Как он погиб и где никто не знает до сих пор.
Можно только представить, как тяжело жилось бабушке во время войны: заботы о детях, переживания о муже, бомбёжки. Но школа не закрывалась ни на один день. И как бы ни было ей тяжело, она проводила уроки и поддерживала ребятишек, у многих из которых отцы погибли на фронте. После войны семья переехала в г. Рассказово Тамбовской области, где бабушка работала в школе до самой пенсии, а за добросовестный труд ей было присвоено звание «Отличник народного просвещения».
Вторая моя бабушка Дяденко Галина Трофимовна тоже всю жизнь проработала в школе. После окончания Омского государственного педагогического института в 1960 г. она приехала в родное Седельниково и стала работать учителем русского языка, литературы и истории, сначала в школе рабочей молодёжи, затем воспитателем интерната и, наконец, учителем в Седельниковской средней школе № 1. Её всегда любили ученики, потому что она очень добрая, отзывчивая, открытая и приветливая. Она очень любит свою профессию, не мыслит жизни без книг, которыми переполнен её дом. Бабушкины бывшие выпускники не забывают её, поддерживают связь с ней и с благодарностью вспоминают её уроки. А те, кто жил в интернате благодарны ей за то, что она была им второй мамой, доброй, ласковой и заботливой.
Прошло уже более 15 лет, как бабушка вышла на заслуженный отдых. Но это не значит, что она забыла о школе. Ей интересно, какие изменения происходят в образовании, чем живёт родная школа, как учимся мы, её внуки. Она помогает нам, если мы попадаем в затруднительные ситуации не только советом, но и делом, ведь учитель - это не профессия, учитель - это судьба. И пусть у неё нет правительственных наград, главной наградой для неё остаётся любовь и внимание бывших учеников.
Когда выпускника Тамбовского педагогического института, моего папу, Дрютова Виктора Николаевича, на комиссии по распределению спросили, куда он хочет ехать работать, он ответил: «Только в Сибирь!». Так 1 сентября 1959 г. в Седельниковской школе появился новый молодой учитель математики. Вчерашний студент с головой окунулся в работу. После рабочего дня начинались занятия в вечерней школе. И в какой должности ни работал мой папа - завучем, директором школы, заведующим РОНО, прежде всего он оставался учителем. Для него всегда главное - это общение с детьми, его уроки - одни из самых интересных в школе, хотя математика - очень сложный предмет. Ученики моего папы побеждали в районных и областных олимпиадах, поступали не только в Омские вузы, но и в 70-х - 80-х гг. на «отлично» сдавали математику даже в Москве. Его ученики всегда идут к нему за советом, за помощью, да и просто за добрым словом.
Если отцу моего папы выпала короткая жизнь, и он не смог себя в полной мере реализовать в школе, то мой папа отработал не только за себя, но и за своего отца, потому что 50 лет каждое утро он неизменно шёл в родную школу. В прошлом году папа, «Отличник народного просвещения», ушёл на пенсию, но не забывает знакомую тропинку, ведущую в школу.
После окончания средней школы перед моей мамой Дрютовой (Дяденко) Татьяной Михайловной не стоял вопрос о выборе профессии, она твёрдо знала, что будет учителем. И вот уже более 20-ти лет она работает в той же школе, которую закончила сама, в которой училась и работала её мама, в которой работал мой папа. И хотя образование переживает не лучшие времена, мама даже не представляет себя в другой профессии. Сейчас она работает социальным педагогом, помогает детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. А таких, к сожалению, очень много, и всех нужно выслушать, понять и, главное, принять такими, какие они есть. Дети любят и уважают маму, идут к ней за советом и помощью. А ещё она возглавляет профсоюзную организацию школы, участвует в конкурсах и проектах и за свою работу имеет много почётных грамот.
Моя старшая сестра Кузнецова (Дрютова) Елена Викторовна тоже учитель. Она преподаёт русский язык и литературу в одной из Омских гимназий с 1984 г. И тоже нисколько не жалеет, что выбрала эту профессию. В 2000г. она участвовала в областном конкурсе «Учитель года» и заняла 2 место, но это не главное, а главное то, как любят её дети и как она их любит. А по-другому и быть не может, ведь она выросла в учительской семье и впитывала любовь к школе, когда ещё совсем маленькой сидела у мамы на уроках, а с папой ходила на репетиции и школьные вечера, на волейбольную секцию и различные соревнования.
Династия - это ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство и традиции. Учительская династия... Как много смысла в этих двух словах. Это годы беззаветного труда, это радость творческих побед, это сотни детей, впитывающих тепло человеческого сердца, постигших знания и научившихся честности, справедливости, ответственности и обязательности.