Эссе учителя

Учителю истории

Рейтинг
ПлохоОтлично 

В самом центре города Элисты, на пересечении улиц Ленина и Губаревича, на днях установили баннер с портретом заслуженного учителя России и Калмыкии, отличника просвещения РФ Светланы Шевеновой. Баннеры с лицами других известных педагогов, много лет проработавших в системе образования, а также молодых учителей Элисты, отныне украсили столицу Калмыкии.
Баннеры с портретами работников дошкольного, среднего и дополнительного образования появились в рамках всероссийской профсоюзной акции «В каждом живет учитель». Они созданы и установлены на средства Калмыцкого республиканского комитета Профсоюза работников образования, выступившего с хорошей инициативой, и Управления образования мэрии Элисты, всецело поддержавшего профсоюзных лидеров.
Светлана Ивановна Шевенова 37 лет трудится в сфере образования, куда пришла в 1973 году после окончания факультета «История и обществоведение» Волгоградского госуниверситета.
Руководитель методического объединением учителей истории, права и обществознания Центра образования одаренных детей Республики Калмыкия «Элистинский лицей», автор программ и пособий для школьников, востребованных в регионе, Светлана Ивановна широкой общественности больше известна как наставник призеров, победителей республиканских и всероссийских предметных олимпиад. Действительно, сразу не подсчитаешь, сколько именно ее учеников занимали первые места в региональных олимпиадах, ведь случалось, что только в течение одного учебного года ее воспитанники вносили в копилку побед родного лицея более 26-ти дипломов только по предметным олимпиадам! Зато, утверждает наша собеседница, за 19 лет работы в лицее 20 ее учеников заняли первые-третьи места на всероссийских олимпиадах по общественным дисциплинам. Почти все продолжали образование в МГУ имени М. Ломоносова, затем успешно окончив это учебное заведение, покоряли и другие престижные вузы мира. Двукратные победители всероссийских олимпиад по праву Азамат Гайсенов, Нина Маливанова, Саша Дорджиева обучаются сейчас на старших курсах МГУ. Немало выпускников лицея стали студентами МГИМО. Это Алтана Басхамджиева, Ксения Обидина, Таня Мукранова, Баина Бурслугинова, победительница олимпиады «Право в нашей жизни», организованной Европейским содружеством в 2007 году, участница международного саммита «Юношеская восьмерка – 2009» в Риме Юлия Хулаева.
Упомянув Юлю, я чуть было не написала, что она – любимая ученица Светланы Ивановны, поскольку она трудолюбива, любознательна и упорна. Да, это так, но на самом деле учительница добивается больших успехов в обучении лицеистов, потому что к каждому относится с любовью и уважением, в каждом подростке пытается найти скрытый, никем доселе не увиденный талант. Вот почему так спешат на ее уроки ребята, тщательно готовясь к ним, допоздна просиживая за книгами и разыскивая нужную информацию в дебрях Интернета (кстати, и то, и другое нашей героиней приветствуется, поскольку она сама давно дружит с информационно-коммуникационными технологиями).
Популярность не только в лицее, но и в других учебных заведениях города получил руководимый Шевеновой дискуссионный клуб, на заседаниях которого обсуждаются наиболее острые проблемы современности, поднимаются важные для ребят вопросы: «Каков он, идеальный учитель?», «Молодежь и насилие», «Легко ли быть молодым?», «Дедовщина есть не только в армии» и другие. Свободный микрофон делает дискуссии более демократичными. К такой форме с удовольствием приобщаются старшеклассники разных школ. Если в первые минуты они испытывают робость перед незнакомой аудиторией, то вскоре они на равных со взрослыми спорят, отстаивают свои точки зрения, смеются. Атмосфера такова, что никто не остается равнодушным.
Любопытно, что на эти же темы ребята зачастую пишут эссе. Вообще же, изучая историю, они нередко пишут замечательные творческие работы. Так, сочинения учеников Светланы Ивановны о депортации калмыков в сталинские годы в Сибирь – на примере их бабушек и дедушек – были опубликованы в сборнике «Память в наследство», подготовленном Шевеновой С. И. в соавторстве с историком-этнографом Гучиновой Э-Б. и изданном в Санкт – Петербурге. Сборник мгновенно разошелся по школьным библиотекам республики и был размещен в сети Интернет.
Любимая лицеистами учительница еще и любимая жена, мама и бабушка. «Каким должен быть учитель?» - нередко спрашивают у нее молодые специалисты, желая обрести секрет педагогической успешности. Увы, они не знают, что первые годы работы Шевеновой, как она признается, «были настолько тяжелыми, что я иногда плакала от отчаяния», но каждый раз брала себя в руки, вспоминая свою первую учительницу Марию Ивановну Хромову, образ которой «был окружен ореолом значительности, мудрости и какой-то величественной тайны». «Учитель может быть разным: и добрым, и требовательным, и веселым, и грустным. Главное – он должен быть искренним, честным, высокообразованным и принципиальным», - говорит она уже приобретя солидный опыт работы в школе.
«Настоящий учитель всегда противник деспотизма. Ведь только в свободном обществе можно думать и поступать свободно. Только настоящий гражданин, а не равнодушный человек может изменить окружающий мир. А мы хотим жить в свободном демократическом правовом государстве, и я надеюсь, что с помощью нас, учителей, такое общество будет создано», - утверждает учительница истории.