Эссе учителя

Объяснительная записка

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Классный руководитель... Обязанностей - море! Ответственности - еще больше, ведь в классной семье живут около 30 маленьких людей, каждый со своим характером, проблемами, пусть небольшим, но опытом жизни.
Как объять необъятное? Как стать для каждого ребенка в классе старшим другом, к которому обратятся и с радостью, и с горем?
Анализируя свою воспитательную работу в разных классах, я поняла, что во всех моих прежних выпусках отношения с детьми и их родителями складывались бесконфликтно, существовало взаимопонимание и привязанность. Может быть, мне просто везло?
В современной педагогике существует принцип «мягкой» поддержки, и я интуитивно придерживалась его в отношениях с детьми. Возможно, здесь сказались мои личностные качества, возможно, подсознание подсказало, но я никогда не использовала в работе жесткий авторитарный стиль. Наоборот - сопереживание, умение видеть и слышать каждого, терпение, открытый диалог, умение прощать, доверие к ребенку, готовность оказать поддержку и помощь, ожидание успеха, способность стать детским «адвокатом» - вот, мне кажется, основные «ключики» к детским душам.
А как же постулат, что учитель должен быть строгим и требовательным? Я думаю, что такие качества не создают основу для поддержки - они ее разрушают, т.к. поддержать любого человека можно, только сопереживая и не требуя от него больше того, что он в состоянии дать здесь и сейчас.
Педагогика поддержки не просто ориентирована на ребенка, она вся зависит от ребенка и определяется им. Это педагогика гуманного, свободного воспитания, это реально понимающая педагогика, которая может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребенка, и взрослого, т.к. они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества. Это педагогика глубинного общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть, что сказать друг другу. При таком подходе, я думаю, и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней, как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра››).
В своей воспитательной работе я опираюсь на книги Ш.А.Амоношвили, ведь он добивался хороших результатов в воспитании и обучении только благодаря своей гуманной педагогике. «Оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе – ребенку…›› Так, воспитывая детей, мы воспитываем и себя.