Эссе учителя

Здесь надо сердцем…

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Н.А.Некрасов

Совсем недавно закончились беззаботные студенческие годы, в которых соединилось многое: трезвый ум и буря страстей, первая любовь и ненависть, взлеты и падения, счастье и горе…
Еще в школе передо мной очень остро стояла проблема выбора профессии. Чему посвятить свою жизнь? Престижной и хорошо оплачиваемой работе или следовать движению души?
Мне, наверное, повезло: осознание своего будущего дела пришло довольно давно. Многие в детстве играют «в учителя», представляют себя с указкой у доски… А я с ранних лет видела эту профессию как бы изнутри. Моя мама – учитель, поэтому педагогические проблемы: удачи учеников, курьезы на уроках, несчастные детские судьбы – всегда были предметом обсуждения в нашей семье. Я была свидетелем творческих мук и исканий, видела искорки радости в глазах после удачно проведенного урока, знала о бессонных ночах, проведенных за проверкой тетрадей, встречалась с бывшими учениками, приходящими к нам в дом. Все это утверждало меня в правильности выбранного пути. И пусть существует мнение, что в педагогику идут неудачники, я знаю – это не так! В руках учителя – детские души, поэтому он «становится философом, становится мыслителем, становится созидателем человеческой личности, а значит, и общества», - писал А. Лиханов в повести «Благие намерения». Это произведение поразило меня, оно исполнено такого сострадания, таких душевных переживаний, что, кажется, сердце разрывается при чтении этой повести. Мысли и высказывания главной героини Надежды Победоносной (воспитательницы группы детдомовских ребятишек) показывают, на мой взгляд, сущность процесса воспитания. «Нет человека, которого учитель мог бы – даже мысленно - не любить… Педагогика – форма творчества. Здесь надо сердцем…»
Смогу ли я? Смогу ли превратить каждый урок в спектакль, где каждая мелочь играет свою роль, заставляет думать, искать, творить? «В школе все должно быть красиво. Это же страна детства! Ребята ежедневно должны открывать в нас необычное»,- говорит героиня повести Е.Воронцовой «Нейлоновая туника».
Учительница Лидия Михайловна самоотверженно и бескорыстно посеяла в душе героя рассказа зернышки доброты, которые непременно прорастут, ведь «истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает».
Современный педагог Ш. Амоношвили в книгах «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели» создает свою педагогическую симфонию, лейтмотивом которой является любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Его книги вдохновляют, так хочется попробовать свои силы!
Небольшой опыт общения с детьми у меня уже есть. В дни самоуправления в школе я пробовала себя в роли учителя, летом работала вожатой в лагере, очень часто помогала маме в проведении коллективных творческих дел, после окончания института работала воспитателем группы продленного дня. Но чем глубже я погружаюсь в атмосферу педагогики, тем все яснее понимаю, что многому еще надо учиться.
На наших глазах происходит много важных вещей, в том числе и в школе: изменяются программы, принципы обучения… И чтобы стать настоящим учителем, мало владеть методиками, надо прежде всего, быть Человеком, видеть в каждом ребенке личность, учиться понимать его чувства и мысли, уметь признавать собственные ошибки, выкладываться и любить.