Эссе учителя

Моя педагогическая философия..

Рейтинг
ПлохоОтлично 

«… Я учителем стала не вдруг,
Труд душевный познала я с детства.
Эту тяжкую долю наследства
Приняла я из маминых рук…»

Странно, но сколько я себя помню, всегда хотела стать педагогом, ни на секунду не представляя, что смогу быть, к примеру, бухгалтером, юристом, врачом…
Меня всегда окружали педагоги: в семье- мама- заведующая детского сада, тетушка- учитель русского языка и литературы, двоюродная сестра- учитель начальных классов; в школе- прекрасные учителя, знающие свои предметы и умеющие увлечь ими других, коллегой которых я стала, придя работать в Ильинскую среднюю школу Костромского района, которую закончила. Я с детства видела, что педагог постоянно в гуще каких- то событий, происшествий, в окружении множества совершенно разных «жизней», судьбы которых в полной мере зависят от него. Педагог на селе- еще и носитель культуры, пример для подражания, советчик, уважаемый человек.
Я- педагог… Нет, не учитель русского языка и литературы, как написано в моем дипломе, не заместитель директора школы по воспитательной работе, как значится в моей трудовой книжке, а именно педагог, потому что это слово в моем понимании имеет более широкий смысл. Педагог- это и учитель, и воспитатель, и наставник (как детский, так и молодых коллег, и родителей своих подопечных), и мудрый советчик, и чуткий друг, и творец, и искатель. Именно к этому должен стремиться каждый, кто оказывает влияние на формирование личности- длительный и непрерывный процесс, который не ограничен временем и местом, и результат которого не сразу заметен.
Постоянное общение педагога с детьми требует от него чуткости, справедливости, оптимизма, требовательности к себе и другим, выдержки, самообладания, большого запаса знаний, творческого подхода к решению педагогических задач.
Моя личная педагогическая философия проста: работа с детьми - это творчество. Нельзя с детьми работать по шаблону, я стараюсь прогнозировать, какой из приемов даст желаемый результат, какое выбрать средство воздействия на ребенка, какие возможны исключения из общепринятых правил. Творчество проявляю и в определении дистанции в отношениях с детьми. Мы близкие люди, но расстояние меняется в зависимости от обстоятельств. В ответ на мое «творчество» дети проявляют детское творчество через свои игры, танцы, песни, рассказы, рисунки, обмен мнениями, отношение к различным ситуациям. Общение с детьми помогает мне в работе над собой: мои подопечные моментально реагируют на малейшие изменения в настроении, голосе, их интересуют все события, происходящие рядом, а мои комментарии и разъяснения слушаются очень внимательно. Для детей ярче слов- личный пример педагога, поэтому поступать по совести, правильно с точки зрения норм поведения в обществе- мой долг, который, впрочем, меня не напрягает. Нам с ребятами интересно вместе- дети узнают от меня много нового, а меня стимулируют на дальнейшее углубление личных знаний.
Дети- это наше будущее. Это будущее нашей страны. От того, какими они вырастут, будет зависеть судьба государства. И пусть это звучит немного пафосно, но тем не менее, я часто испытываю чувство гордости от того, что уже сейчас, в настоящем, оказываю влияние на будущее. Это, знаете ли, продлевает еще и мою жизнь.