Эссе учителя

Все мы родом из детства

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Есть хорошие учителя. Учителя – профессионалы своего дела. Знающие предмет, любящие детей, бескорыстные, добрые, весёлые… Но, наверное, не только это определяет учителя. Есть мудрые Учителя. Именно это качество позволяет учить не только своему предмету, но и той жизненной науке, которую нельзя прочитать ни в одном учебнике. Один взгляд или жест такого учителя становится уроком на всю жизнь, а вовремя сказанное мудрое слово запоминается надолго. Такому учителю ты доверяешь сокровенное, не боясь быть непонятым, неуслышанным. Ученика тянет к нему; мальчики в него влюбляются, а девочки, став мамами, рассказывают дочкам сказки о доброй фее – своей учительнице. И кажется, что жизнь твоего Учителя – прекрасная сказка, сказка длинною в жизнь. А так ли она легка, так ли похожа на сказку?
Мне посчастливилось: в моей жизни таких учителей было несколько. Одна из них – Милевская Тамара Константиновна. Я познакомилась с ней, когда молоденькой учительницей пришла на работу в школу № 45. Мне достался «трудный» класс: мальчишек в два раза больше чем девчонок, семь двоечников, и ужасная дисциплина на уроке. А в подарок – учитель наставник, опытный преподаватель математики. Так началось наше знакомство, которое длится уже более 20 лет.
Вот уже 10 лет как Тамара Константиновна на заслуженном отдыхе. Умелая хозяйка, мать троих детей, добрая бабушка. Но по – прежнему она Учитель. До сих пор, мы, учителя математики, просим её совета, делимся с ней радостями и горестями. Она никогда ни за что не ругает, не осуждает – пытается понять и помочь. Учит жизненному счастью, житейской мудрости. Всегда открыта, приветлива и в меру строга. Я часто задаю себе вопрос: где же истоки этой молодости души, мудрости, доброты и любви к людям? У Тамары Константиновны была насыщенная, интересная, но временами очень тяжёлая жизнь. По её детству можно изучать историю страны…
Тамара родилась в рабочей семье. Отец – работник типографии газеты «Знамя» с трудно выговариваемой профессией – стереотипёр. Мама не работала: в семье уже росла старшая сестра. Жизнь по тем временам была вполне приличной, зарплаты отца хватало. Жили при школе.
Тамаре не было и четырёх, когда началась война. Отец в первые же дни войны пропал без вести. В семью с фронта не пришло ни одной весточки. Он просто пропал. Мама с детьми эвакуировалась в Омскую область. Из всех вещей взяли только одежду и самую дорогую вещь в доме – немецкую машинку «Zinger». Мама была швея-самоучка. Эвакуацию Тамара запомнила огромными сибирскими сугробами, выше крыши дома, и горячим летним солнцем, обжигающим детские босые ножки; платьицами, сшитыми из непонятно откуда взявшихся кусков материи.
Мать не теряла надежды на то, что отец жив, и однажды, где-то на станции, спросила у цыганки о судьбе мужа. «Вижу, в подвале, живой». Так надежда укрепилась ещё больше. Эвакуация научила терпеть, ждать, надеяться и не сдаваться.
Долгой была дорога домой в Калугу. Поезд был гражданский, и его пропускали только в промежутках между военными составами. Вагоны были переполнены. Мама подхватила тиф. Ярким пятном осталось возвращение в родной город. Лето. Жара… По улице Ленина по булыжной мостовой еле живая женщина с двумя маленькими девочками. В валенках, в накинутых на плечи зимних пальтишках и со швейной машиной за плечами. Это было всё, с чем они вернулись.
За то с какой радостью встречали с войны солдат – победителей на железнодорожной станции. Сейчас трудно сказать, как узнавали о приезде эшелона, но казалось, полгорода собиралось на привокзальной площади. Дети висели гроздьями на всех деревьях и в самых невообразимых местах. Фраза «яблоку негде упасть» - это оттуда. Тысячи глаз устремлялись на каждого солдата. Тамара с мамой и сестрой тоже встречали много-много раз… Встречали, ждали и надеялись.
Отец вернулся ночью. Постучал в окно. Вышла бабушка. Солдат попросил испить воды. И, пока он пил, она вглядывалась в его лицо. «Костя, ты?». Он дрожащим голосом спросил: «Мои живы?». «Да!» Сколько же было счастья! Отец с первого дня войны попал в плен, батрачил в Германии, жил в сыром подвале, чуть не умер от болезни и был освобождён войсками Красной Армии. И опять повезло. Его не коснулись послевоенные репрессии, и он вернулся на работу в свою типографию. На работе его ценили, предлагали выехать в Германию для восстановления типографского дела. Но он отказался.
Школьные завтраки… Четвертушка хлеба и маленькая ложка сахарного песка после второго урока. Соскользнет песчинка с хлебушка на стол, и вот уже маленький, чуть слюнявый, детский пальчик тянется к ней, чтобы не пропала. , Пальтишки для девочек мама сшила из гимнастёрки, белые блузочки – из парашютного шёлка, а школьные платья из отреза, купленного в комиссионном магазине. Вместо школьного портфеля – трофейная сумка от противогаза, самая завидная в классе. Они были самые красивые!
Тетради тогда раздавали в школе. Были они без обложек, со штампом для подписи на первом листе. Писать начинали здесь же, обходя штамп, – экономили бумагу. Уроки учили при коптилках, стеклянная лампа была роскошью. Было голодно, и мама ходила по сёлам, меняла отцовские довоенные вещи на продукты. Из мёрзлой картошки жарили блины на рыбьем жире. Горячими они казались вкусными, но потом становились чёрными – чёрными.
Из-за жилищных условий родители устроились работать в школу и им при школе дали комнату для проживания. Отец после своей основной работы топил печи в классах, а мама убиралась. Тамара познакомилась со школьной жизнью со всех её сторон. Обожала в помощь маме мыть школьные доски, раскладывать мел, училась писать на доске: крупно, красиво, «держа линеечку». Любимым местом в школе была библиотека. Тамара много читала. Она имела свободный доступ в школьную библиотеку. Это была небольшая человеческая плата школьной администрации за добросовестный труд её родителей на благо школы. Мало там осталось непрочитанных ею книг.
Но случилась беда, в1948 году мамы не стало. Тамаре не было и десяти. Тамаре пришлось сразу повзрослелеть, понять, что главное в жизни не сытость и комфорт, а семейное тепло, доброе материнское сердце.
Присматривать за девочками помогала тётка. Отец приходил домой в 2-3 часа ночи, только после выхода газеты. Тамара всегда просыпалась и, пока отец ужинал, читала свежую газету. В семье шутили: первая читательница. Однажды она обнаружила в тексте ошибку. Отец сразу оделся и куда-то ушёл. Вернулся лишь утром, а через две недели принёс домой премию. Это была её премия «за ошибку».
С газетой было связано и ещё одно - уже драматическое - происшествие. В те годы подсолнечное масло было непозволительной роскошью. Однажды маленькая бутылочка с маслом появилась в семье. Но вот незадача: капля масла попала на газету. Тамара положила газету в сумку и понесла в школу: ей так хотелось похвастаться. Какой необыкновенный запах шёл от газеты! Все завидовали, сердце ликовало! А на перемене в класс влетела родная тётка, схватила Тамару за руку и вместе газетой выволокла в коридор. На обратной стороне испачканного листа была фотография встречи Сталина с военными. Снова повезло. Никто не донёс....
Школьные годы запомнились основным видом общения – совместной подготовкой к урокам с подругами. Учебников было мало, передавали их ежедневно друг другу по часам. Школа была женской. На переменах гуляли парами по коридорам туда и обратно. Наверное, именно по этому, молодая учительница по физкультуре, приехав по распределению из Москвы, поставила на педсовете вопрос: чем облагородить девочек гимназии и разнообразить их школьную жизнь? И в школе на переменах зазвучала музыка, двери школьного актового зала открылись и девочки закружились в вихре вальса, обучая танцам друг друга. Помнит ли об этом сейчас юная физкультурница?
Выпускной бал, серебряная медаль и радость от поступления в институт - только педагогический! Из Тамары она превратилась в Тамару Константиновну. Студенческие практики в Малоярославце, в школе № 14. И всегда методисты говорили: «Из тебя получится хорошая учительница». По распределению один год отработала в Гусевской школе Медынского района. Первая и главная в её жизни любовь вернула в Калугу. Создалась семья. Родилось трое детей. Затем добросовестная многолетняя работа в 11 школе, потом в школе №45 . Постоянно приходилось экономить, по ночам проверять тетрадки, стирать и лишь на рассвете ложиться. Зато выпущенные её классом стенгазеты занимали первые места на городских конкурсах, на «Смотре строя и песни» её ученики выступали лучше всех в городе, а математику просто обожали!

1978 год – первый выпуск класса! Самого любимого! Теперь каждый год они собираются вместе и всегда вспоминают свои интересные школьные годы. Из этого выпуска профессию учителя выбрали 17 человек. Разве не это показатель учительского труда?! В этом классе учился директор 9 гимназии Е.В. Иванцов. В школе он был редактором газет, которые побеждали на конкурсах.
Мы спрашивали у Тамары Константиновны: что же самое главное в жизни? В её жизни самое главное - не кривить душой, жить в мире с собой, и тогда все вокруг будут счастливы. Спасибо, наш мудрый Учитель, за главные уроки в нашей жизни!