Эссе учителя

Учитель... Слово-то какое!

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Я – за справедливость!
Надо бы поставить
Где-нибудь на улочке
Скромный пьедестал –
Памятник Учителю…
И на нём бы надпись:
«Без него бы Пушкин
Пушкиным не стал»…
В. Евплухин

Поздний вечер… Многие, наверное, уже ложатся спать. Но в нашем окне всё ещё горит свет. Ведь надо ещё закончить проверку тетрадей, подготовиться к завтрашним урокам, помочь ученикам в их творческих начинаниях…
Каждый вечер в нашей семье напоминает педсовет. За чашкой чая мы (мама, бабушка и я) обсуждаем школьные проблемы и вместе радуемся успехам, своим и чужим. Кажется, скоро даже серый котёнок вступит в разговор.
Наверное, по-другому и не может быть в семье, состоящей из учителя русского языка, преподавателя-филолога на пенсии и школьницы, которая, возможно, продолжит семейную традицию.
Кто он, Учитель в моей жизни? Конечно, это и школьные учителя, но, прежде всего, это моя семья. Я горжусь, что живу в учительской семье, горжусь её традициями и успехами, горжусь трудолюбием и настойчивостью всех представителей нашей династии, ведь несколько её поколений посвятили свою жизнь учительству. А начиналось всё так…
Моя бабушка, Соцкова Ольга Александровна, родилась в 1929 году в Ярославле. С раннего детства в ней жила удивительная любовь к чтению и к родному языку. Бабушка пронесла её и сквозь тяжёлое военное детства, и сквозь дым завода, на котором работала с 14 лет. Откуда в девочке, родившейся в многодетной семье, такая удивительная тяга к литературе и родному языку? Возможно, от брата, научившего её читать в 3 года. Возможно, от любимой учительницы Нины Александровны, воспитывавшей в своих учениках самые лучшие качества.
Ещё в раннем школьном возрасте бабушка была записана сразу в две библиотеки: школьную и городскую. Её самыми любимыми книгами были приключенческие. Приключения будут сопровождать бабушку не только на книжных страницах, но и в жизни.
С раннего детства бабушка и её подруга очень любили игру в учителя. В роли учителя была старая кукла, которую до этого неоднократно мыли в бане, поэтому у неё выцвели волосы и глаза. А учениками были маленькие прутики. Любимая игра продолжалась всю жизнь.
По окончании школы бабушка последовала примеру любимого педагога – поступила в Ярославский педагогический институт (ныне – университет) имени К.Д. Ушинского на историко-филологический факультет. Талантливые преподаватели, дружная группа, большая институтская библиотека… Ни разу бабушка не усомнилась в выборе профессии.
После института – аспирантура. Вновь экзамены, зачёты. В поисках материала для диссертации по диалектологии объездила всю Ярославскую область.
А потом – долгий путь Учителя, сложный, но очень интересный. Работа преподавателем в Рыбинском педагогическом институте, затем – возвращение в стены родного Ярославля на любимую кафедру.
А через несколько лет – зарубежные командировки в разные страны: Германию, Польшу, Вьетнам. Были и пятидесятиградусная жара, и тропические ливни, и непроходимые джунгли. Бабушка наяву увидела то, о чём когда-то читала в увлекательных приключенческих романах. Она сумела передать свою любовь к России, к русскому языку иностранным студентам, и они приняли и полюбили молодую преподавательницу.
В 1966 году бабушка защитила диссертацию и стала кандидатом филологических наук. Защита проходила в Ленинградском Государственном Институте им. А.И. Герцена (ныне Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена). Белыми петербургскими ночами бабушка готовилась к своему выступлению, любовалась красотой Санкт-Петербурга.
А дальше – замужество и переезд в Белгород, мой родной город. Здесь, в Белгородском государственном педагогическом институте им. М.С. Ольминского (ныне Белгородский государственный университет), на кафедре русского языка и литературы, бабушка будет работать и преподавателем, и деканом филологического факультета. Немало студентов воспитала она. Многие из них сейчас стали кандидатами и докторами наук, занимают высокие государственные посты. Кроме того, бабушка преподавала и иностранцам: немцам, узбекам и монголам. Ездила в командировку в Узбекистан. Её узбекам удалось занять первое место на Всесоюзной олимпиаде по русскому языку среди студентов узбекских отделений.
Бабушка награждена медалью Хо Ши Мина, «Дружбы Демократической Республики Вьетнам», медалью «Ветеран труда», значками «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения УзССР», грамотами, неоднократно ей объявлялись благодарности. Вот уже 15 лет она на пенсии и всячески помогает маме и мне в наших начинаниях.
Но не только бабушка в нашей семье избрала нелёгкую профессию – учитель. Старшая сестра моего дедушки, Сима Самуиловна, тоже посвятила свою жизнь учительству. Со времени окончания института и вплоть до пенсии она проработала учителем русского языка и литературы в белгородской школе. Её ученики и бывшие коллеги вспоминает Симу Самуиловну с невероятной теплотой и благодарностью. К сожалению, в 2001 году её не стало…
Моя мама, Елена Яковлевна Штальман, пошла по бабушкиным стопам и стала учителем. Бабушка, следуя семейной традиции, научила её читать в 3 года. В детском саду маленькую Лену приводили в старшую группу, детей высаживали вокруг неё в кружок. Мама бойко читала им свои любимые книжки. Любовь к чтению помогла ей закончить школу с золотой медалью, а институт – с красным дипломом.
Несколько лет назад мама вернулась в свою родную гимназию №3, где работает учителем русского языка и литературы. Ученики чувствуют её любовь к профессии и преподаваемому предмету. Она пользуется большим авторитетом среди детей. Её учащиеся – победители городских, региональных, Всероссийских и международных олимпиад и творческих конкурсов.
Мамина двоюродная сестра, Ирина, также учит детей родному языку и литературе. Долгие годы она проработала в школе Санкт-Петербурга, а не так давно вернулась в родной Ярославль. Её дочь Алина сейчас учится в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского на историческом факультете. Возможно, продолжит семейную традицию и станет учителем.
Такие они, учителя в моей жизни. Любящие детей, преданные своей профессии, трудолюбивые, целеустремленные, привыкшие к невзгодам и трудностям, но успешно их преодолевающие.
Всё чаще и чаще задумываюсь я о выборе будущей профессии. Кем стать в будущем? Инженером, юристом, врачом, экономистом, …Учителем? Семейные традиции, любовь к русскому слову и бережное отношение к языку, вполне возможно, заставят меня продолжить нашу учительскую династию.
2010 год объявлен в России Годом Учителя. И мне хочется, чтобы поднялся престиж этой удивительной профессии, чтобы стали жить достойно мои любимые учителя. И не помешают этому ни обидные упрёки, ни нашумевшая «Школа»!
… Поздний вечер… Многие, наверное, уже ложатся спать. Но в нашем окне всё ещё горит свет. Быть может, через несколько лет я буду не только слушать оживлённые разговоры мамы и бабушки об учительстве, но и стану активной их участницей. Быть может, через несколько лет я сама буду носить гордое звание Учитель, сама буду входить в класс и нести знания и добро детям.