Эссе учителя

Моё призвание - педагог

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Учитель…Как много скрыто в этом слове! Словари дают разные толкования этому званию. «Учитель – тот, кто обучает чему – нибудь, преподаватель, «тот, кто является высоким авторитетом в какой – нибудь области, имеет последователей, учеников». В.И.Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» пишет, что учитель – это, наставник, обучитель».
В жизни каждого человека учитель играет очень важную роль, и, выйдя за школьный порог, став взрослыми, многие из нас с благодарностью вспоминают первого учителя, любимого учителя, лучшего учителя.
Звание учитель во все времена считалось почётным, потому что его труд всегда был подвижническим, творческим. Ведь этот человек открывает своим ученикам двери в мир знаний, наставляет их, учит, как жить. Неслучайно, если хотят отметить в ком – нибудь такие качества в превосходной степени, о нём пишут с большой буквы – Учитель.
Все мы были учениками,
Кто – то раньше, а кто – то поздней.
Все когда – то слушали сами
Своих собственных учителей.

Это трудно понять в пятнадцать,
Что учитель – вторая мать.
Я хочу вам сегодня признаться,
Что учитель родней в сорок пять.

Оценить невозможно в пятнадцать,
И с волненьем поймёшь в сорок пять,
Сколько сил надо, чтобы дождаться,
Чтобы снова всем матерью стать.

Поседели те, что в пятнадцать
Пробегали мимо гурьбой,
Но учительский труд – не напрасный,
Тянет в школу, словно домой…
(Ирина Луисовна Бышевская
гимназия «Корифей»)
1974 год… Я заканчиваю восьмой класс Пелымской школы. Мне 15. Впереди ещё вся жизнь. Перед нами, восьмиклассниками, стоит проблема выбора пути: учиться в школе дальше или получать профессию. Возможно, кто –то из моих одноклассников и «ломал» над этим голову, но я твёрдо знала, что хочу. Я уже видела себя учителем. Не учителем математики, литературы, географии, физики или истории. Учителем начальных классов. Так я решила. Так я хочу.
Впереди – экзамены в Серовское педагогическое училище. И я, маленькая девочка из таёжного посёлка, стала студенткой. Одна высота на пути к цели уже взята. Но сколько их ещё впереди… Студенческая жизнь – вещь интересная, но и довольно трудная. Зачёты, экзамены, семинары, творческие работы, первая практика, - всё это давало знания, опыт, приводило к новым открытиям тайн своей будущей профессии. За время обучения я ни разу не пожалела о выбранном пути.
1978 год. И вот я – дипломированный специалист, учитель начальных классов. Первое моё место работы – посёлок Лявдинка, малокомплектная школа. В школе 12 учеников, первый, второй, третий класс. Каждый ряд – класс. Мои первые уроки… Что я испытала? Конечно, же – страх, испуг, но и уверенность, что я могу. Было желание, желание научить этих малышей читать, писать, считать, думать, мечтать. Уже спустя много лет, заглянув в свою трудовую книжку, я с удивлением узнала, что была не только учителем, но и директором малокомплектной школы. А мне было тогда 19 лет.
Посёлок закрыли и меня перевели в Пелымскую среднюю школу, в которой я когда – то училась. И сразу дали третий класс, учениками которого были Лена Лазутченкова (сейчас живёт в Екатеринбурге), Алексей Груздев (Пелым) и другие. Новое место работы, другая атмосфера. Но и я чувствовала себя уже совершенно другим человеком. Я – взрослая, за плечами два месяца самостоятельной работы. Это время и сейчас вспоминаю с благодарностью Мне, как молодому учителю, уделяли много внимания и помогали. Это и директор школы Щербак Вячеслав Фёдорович, библиотекарь Балакова Александра Николаевна, учителя.
Сегодня мой педагогический стаж работы – 32 года. За эти годы сделано 9 полных выпусков. Сегодня многое оценивается и видится по другому.
Что повлияло на выбор профессии?
Родители нацеливали совсем на другое – отец видел меня агрономом, а мама – швеёй. «Кусок хлеба будет в доме всегда», - говорили они.
Кто же оказал влияние на мой выбор?
Наверное, это моя первая учительница Щеглова Октябрина Ивановна. Её любовь к нам, её умения и такт, материнская забота о нас сделали своё дело.
Путь учителя очень сложен. Нужно быть не только педагогом, но и другом, наставником своим ученикам. А нам, учителям начальных классов, необходимо не только знание в своей профессиональной области, но умение петь, танцевать, фантазировать. Очень важно заинтересовать детей, создать необходимую рабочую атмосферу, научить ребёнка не просто запоминать, а думать, размышлять, сочинять, применять знания в жизненных ситуациях. Научить учиться. «И швец, и жнец и на дуде игрец» - так мы говорим о себе. Трудность состоит ещё и в том, что в первый класс собираются дети с разной подготовкой. Один из таких классов тот, где учились Матанцев Саша, Кирилина Лена, Степанов Олег, Ошлакова Лена…Наверное, это действительно был «подарок судьбы». Разноуровневые, подвижные, шумные, каждый со своим характером, да ещё каким. Одним словом, не соскучишься. Каждый урок – огромное напряжение сил, чувств, эмоций. И сколько моих сил! Силкина Надежда Михайловна говорила мне: «Да что ты плачешь, они же маленькие». Но и повзрослев, они оставались такими же. И всё та же Надежда Михайловна уже сама возмущалась? «Да сколько можно им быть такими?!». Сегодня это уже взрослые люди, имеющие своих детей – школьников.
Учитель – это не просто профессия, это образ жизни, это болезнь. Если заболеть ею по – настоящему, то излечиться уже не возможно. Так произошло со мной. Я люблю свою работу, люблю своих учеников. И даже в настоящее время, когда труд учителя не так почётен, как это было раньше, я не могу себя представить кем – то другим, в другой сфере деятельности.
Конечно, со временем менялись мои взгляды на профессию, на детей, на методы работы. После окончания училища я видела себя взрослым человеком, способным научить малыша всему. Появились свои дочери – и к ученикам я стала относиться больше с позиции матери, более спокойно, трепетно, с большим пониманием и сочувствием. Сейчас я смотрю на них с позиции бабушки, хочется каждого прижать к себе и сказать, что плохих детей не бывает и любить, любить их всех, но не слепо, а рассудительно.
Труд учителя…Постоянный, порой изнурительный, вытягивающий здоровье, нервы. Приходилось часто меньше уделять времени семье, своим детям. Но с чем можно сравнить ту радость, когда несмышлёныш – первоклассник, с трудом складывая буквы в слоги, читает самостоятельно первую фразу: «Мама мыла раму». А радость ученика от первой решённой задачи, выученного стихотворения, прочитанной первой книжки. Какая радость охватывает меня, когда возвращаешь ученику тетрадь, где нет ни одной ошибки. И какое было огорчение, хотя и редко, когда поставить я должна плохую отметку.
Но не только буквы складывать, считать, цветы растить и бабочек ловить, на всё смотреть и всё запоминать учу и своих детей. Для любого учителя главным является воспитание человека, честного, справедливого, любящего людей, свою страну, уважающего труд и умеющего трудиться, умеющего дружить и дорожить дружбой других. Сколько слёз было у моих учеников, сколько обид и жалоб приходилось выслушивать и разбирать! Начальная школа – это самые трудные ступеньки лестницы знаний.
Самая большая благодарность для учителя – если его ученики выбирают профессию педагога. И мне приятно, что среди моих учеников есть те, кто стал учителем начальных классов. Это Гербер Елена Петровна, Горбачёва (Боднаращик) Ирина Алексеевна, Русакова Елена Александровна, Подковыркина Жанна Альбертовна. Квасова (Даровских) Ольга Владимировна стала учителем истории, а в настоящее время учится в пединституте Сухарева Ксения – будущий математик.
Учителю приходится много отдавать своим ученикам – сил, времени, здоровья. Но и мои ученики научили меня многому:
• жизнерадостности (разве можно придти в класс в плохом настроении),
• подвижности, спортивности (если надо, догоню любого),
• сдержанности (ни при каких обстоятельствах не повышать голос),
• тактичности (у каждого свой характер, да ещё какой),
• терпению (ну когда же ты поймёшь, что 2 х 2 – четыре !?) – и всё равно поймёшь!),
• находчивости (попробуй не ответь на каверзный вопрос ),
• чувству юмора (ох, и посмеёмся вместе ),
• жизнелюбию (я ещё ваших детей и внуков учить буду).
Как врач радуется рождению нового человека, так и я, учитель, радуюсь успехам и победам моих учеников. И самым маленьким – первое прочитанное слово, первый решённый пример, удачно написанное сочинение, так и большим – успешно сданные экзамены, получение профессии, создание семьи.
Для того, чтобы работать сегодня учителем, необходимо постоянно самообразовываться. Мне в этом помогают: литература, телепередачи, различные дистанционные проекты, общение с коллегами. Не забылась и дружба со своими однокурсниками, работающими в разных городах Свердловской области. Конечно, у них больше возможностей творчества, самореализации, самообразования. Но на то мы и творческие люди, чтобы из ничего сделать многое, найти невозможное, научить сложному.
По жизни я оптимист. Очень хорошо, что приходит то время, когда статус учителя вновь занимает ту нишу в структуре общества, которую он должен занимать по праву. Верю, что вернётся то время, когда перед учителем будут снимать шляпу. Ведь не зря же сказал Н.А.Некрасов, вспоминая своего учителя: « Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колено…» Учитель - прекрасная профессия, и чтобы там ни говорили — благодарная. Потому что каждый мало-мальски порядочный человек будет всю жизнь с теплотой и нежностью вспоминать людей, отдавших столько сил его воспитанию.