Эссе учителя

Эссе «Мой взгляд на воспитание»

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

На протяжении всей жизни мы ищем ее смысл, цель своего пребывания на Земле. Переосмысливая опыт прошлых поколений, беря на вооружение их мудрость, мы вновь и вновь заставляем наш мозг трудиться, отвечая на бесчисленные зачем? Почему? Как?
Готовясь к занятиям, педагог рассчитывает на понимание своих воспитанников. Делает ставку на их работоспособность, идет ва-банк, изобретая и апробируя новые методики. Ставит на карту все свои знания, начиная новый эксперимент, педагог часто идет на риск, а значит, всегда играет, добиваясь, таким образом, своей цели.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач воспитания всесторонне развитой личности. Когда мы сегодня говорим «Счастливое детство», то подразумеваем среди всех прочих условий и нашу работу о создании условий для максимального развития способностей ребёнка в его соприкосновениях с миром, в его сопричастности с нашей жизнью.
Для каждого возраста существует своя система воспитания, помочь воспитанникам как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогическая деятельность невозможна. Не менее важны для педагога и такие качества, как общительность, артистичность, весёлый нрав, хороший вкус.
Не зря талантливый педагог, помогая своему Ученику познать мир, создает такие условия, в которых наиболее полно происходит процесс саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.
Дать ребенку внутреннюю свободу - это дать ему возможность отправиться в свободный полет в бескрайние просторы Вселенной это научить его любить себя, свое Я.
Научившись любить себя, ребенок будет стремиться к совершенству, избавится от комплексов, связанных с мнимыми дефектами, а, перестав комплексовать, сможет с открытой душой относиться к окружающим его людям, радоваться их успехам, их достоинствам, их совершенству. Только так педагог сможет воспитать достойного человека, который перерастет его самого
Моя задача ответственна и благородна: обнаружить затаённый родничок детского таланта, поддержать интерес, разбудить мысль, развить индивидуальность ребёнка. Ребёнок по своей природе уникален. Разовьются ли его природные задатки дальше – зависит от педагога.
Актуальным является для меня поиск новых форм, средств и методов в развитии ритмопластики. Чем раньше мы научим детей понимать музыку, владеть своим телом, как выразительным инструментом, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности и возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, вниманием, памятью, мышлением, формированием правильной осанки.
Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот периодом «возрастом двигательной расточительности».
И именно занятия по ритмопластике помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.
При разработке программы кроме различных справочных материалов, использовалась и передовая научная мысль в области социальной и дошкольной педагогике. Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка. Таким образом, прогрессивные идеи швейцарского педагога Эмиля Жака Далькроза (основатель системы музыкально - ритмического воспитания детей) и его последователей легли в основу и моей системы занятий по ритмической пластике.
Цель: Развивающая, личностная - развитие стойкого интереса у дошкольников к народному искусству, а также художественно-творческих способностей средствами хореографии, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления;
-образовательная, профессиональная - освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей;
-воспитательная, общекультурная - расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.
Задачи: Формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных.
-ознакомление детей с историей возникновения и развития танца;
-поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами народно-сценического танца, с элементами свободной пластики в игровой форме, образно-ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный материал;
Развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма; эмоциональной сферы, координации ритмичных движений, исполнительских умений и навыков;
-развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур;
-снятие мышечных «зажимов» и психологического процесса торможения средствами хореографии;
-формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнер-партнерша», участник-ансамбль/коллектив»);
Развитие воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного осмысления ритмического материала.



Основные направления и содержание
деятельности

Программа имеет шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7лет) групп ДОУ.
1. «Ритмопластика»
Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.
2. «Культура и техника речи»
Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителям.
3. « Праздничные игры»
Включают игры и упражнения на развития игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

4. «Самостоятельная музыкальная деятельность детей».
Возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальных занятиях. Это рассматривается как элемент самообучения.
5. «Работа над постановкой репертуара инсценировок и т.д.»
Включает знакомство с пьесами, ее содержанием, дает представления о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи. В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций праздников.
6. «Семейные праздники-конкурсы».
Предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями, привлекая их к содержанию проведения праздников. Включает различные задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей в творческой деятельности детей.
Занятия проводятся со всеми детьми старшей группы и подготовительной, без какого либо отбора. Оптимальное количество детей-12-16. К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться (но на разном репертуаре).
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки. Быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.