Эссе учителя

Дети – особой заботы

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Выросшие вне семьи дети – особые дети. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагогической общественности, органов здравоохранения и социальной защиты. Их реабилитация, социализация и профессиональная ориентация, защита жизненно важных интересов в значительной степени зависят от эффективности использования существующих правовых инструментов, организационно – методических ресурсов, грамотного психолого – педагогического подхода в процессе обучения и воспитания.
Наблюдения за воспитанниками детского дома подтверждают факторы пагубного влияния социального сиротства и показывают, что почти у всех имеются нарушения физического, психического и социального развития. Эти дети требуют особого внимания и заботы. Так как дефицит эмоциональных впечатлений приводит в дальнейшем к тому, что у детей не формируется активная позиция во взаимодействии с людьми и с миром в целом. Наряду с этим, у них появляется целый комплекс защитных средств: агрессия и самоагрессия, отказ, избегание.
Наши дети Кормиловского детского дома в этом не исключение, так как начальный жизненный опыт их надломлен, искажено их представление о добре и зле, о человеческом долге, справедливости, о человеческих отношениях, у них травмирована нервная система, нередко даже психика.
Я как педагоги Кормиловского детского дома стараются вернуть таким детям веру в добро, научить их жить в современном обществе. Поэтому моя воспитательная работа направлена на формирование у детей таких ценностей как: здоровье, отчизна, культура, отечество, труд, семья и т.д.
Перед воспитателями детского дома, встала необходимость создания позитивных ожиданий собственной судьбы, ориентации на ответственность за сохранение собственного физического и психического здоровья. Подготовка подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни, семейной жизни осуществляется на всех этапах возрастного развития, и неотделима от общих проблем воспитания.
Ребёнок – сирота, как сложная система, постоянно воздействует со средой, ближайшим окружением, социальной группой, общаясь, познавая, может входить в гармонию с этим внешним миром и самим собой. Но может и не достигать гармонии, в результате чего появляется внутренний дискомфорт, конфликт с окружающим и людьми, дезорганизация деятельности, отношений, общения и поведения.
Процесс интеграции сложный даже для детей, воспитывающихся в нормальной, полноценной семье. И здесь на первый план выходит проблема подготовки детей – сирот к самостоятельной жизни и работе, то есть их интеграция в окружающий социум, в сообщество обычных людей, что может быть достигнуто реализацией специальных программ. Такие программы разработаны и успешно реализуются в Кормиловском детском доме: «Правовая азбука для подростка» - автор – Соёнена М.Л., «Формирование у воспитанников детского дома навыков самостоятельного приготовления пищи» - авторы – Соёнена М.Л., Чмыликова С.С., Бочарова Е.В., Гришунина Н.А. "Развитие интеллектуальных способностей младших школьников средствами игровой деятельности" автор: Соёнена М.Л.
В процессе реализации этих программ происходит положительное воздействие на личность ребёнка, активное участие самого ребёнка в данном процессе. Воспитанники Кормиловского детского дома имеют чёткие представления, что такое уголовная ответственность, виды наказаний, защита собственных прав. Зная дополнительные гарантии права на образование, труд, устройство на работу выпускники чётко оценивают свои возможности, проявляют интерес к миру профессий, адекватно оценивают свои возможности и испытывают устойчивый интерес в самосовершенствовании. Программы содержат концептуальные основы социального воспитания детей – сирот, включают положения, которыми необходимо руководствоваться в работе с сиротами, содержат методические рекомендации по подготовке детей – сирот к семейной жизни, решению социально – экономических задач, развитию умений и навыков по организации трудовой деятельности.
На мой взгляд, это те проблемы, решение которых обеспечит подготовленность детей – сирот к самостоятельной жизни в обществе. Ни воспитатель, ни специалисты группы поддержки, ни педагоги не смогут быть рядом со своими воспитанниками постоянно. Ребёнок сам должен уметь ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, с которыми он стакнется за порогом детского дома.
Педагогическая деятельность по социальной адаптации детей – сирот предполагает по моему мнению не только формирование социальных навыков, умений в соответствующих возрасту ребёнка видах деятельности, но так же необходимость создания таких условий в детском доме, в которых эти процессы протекали бы успешнее.
Главная цель социального воспитания детей – сирот – воспитание успешных и самостоятельных молодых людей, способных решать возникающие проблемы, находить выход в различных жизненных ситуациях, принимать адекватные социально одобряемые решения. Практика нашей профессиональной деятельности показывает, что это будет возможным, если уже в стенах детского дома ребёнок приобретёт опыт решения различных жизненно важных задач.