Эссе учителя

Мудрость, рожденная жизнью

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
А.Блок

«… Чем лучше становится жизнь, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры представляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию». Слова, сказанные Василием Александровичем Сухомлинским почти полвека назад, актуальны сегодня, как никогда.
Жизнь становится стабильней, люди живут богаче, почти в каждой семье компьютер, книги, возрождаются духовные ценности, а сердце мое, сердце сельского учителя с почти тридцатилетним стажем, ничуть не успокаивается, порою тревожно отзывается физической болью, а боль рождает беспокойные мысли: как уберечь моих малышей от духовной нищеты, предостеречь от нравственной слепоты, как воспитать в их маленьких сердечках добро и милосердие, любовь ко всему окружающему: людям, животным, природе. И это только часть айсберга. Помните, как говорил о ребенке Януш Корчак: «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях…». И все эти точные определения порою рождают глубокие личностные проблемы с самим учеником и его родителями.
Выходом из подобных коллизий, по – моему, является любовь. Ведь природа одарила нас необходимостью иметь детей. Воспитывать их, кормить, защищать, воевать с ними, ошибаться, хвататься за голову и плакать от горя и радости. Дарованный природой инстинкт любви, нежности и ласки к детям становится моей главной педагогической мудростью, ибо вырастая в атмосфере любви, ребенок на всю жизнь утверждается в необходимости любви и доброты как основной необходимости жизни. Именно этот инстинкт любви и доброты помогает мне в самых сложных ситуациях во взаимоотношениях с детьми.
Ребенок приходит в мир слабым и бесправным, полностью зависящим от взрослого, его безмерный детский эгоизм естественен, его борьба за свои права и желания закономерна. Именно для этого нужны все «сто масок». Его поведение часто лишено мудрости, его желания часто идут ему во вред. Он только постигает жизнь. Вся моя учительская жизнь – это борьба с моими детками, борьба с ними и за них! Это борьба многих и многих лет, она естественна как сама жизнь, и без этой борьбы, я думаю, невозможно воспитание человека. Только бы не переусердствовать. Ведь слишком послушный в итоге теряет самостоятельность, становится пассивным, что, несомненно, обедняет его жизнь. Если же, наоборот, ребенок вырастет безоговорочно непослушным, будет чувствовать свою непогрешимость и вседозволенность, он станет безмерным эгоистом. В результате оба ребенка будут одиноки и несчастны. Я глубоко переживаю за своих воспитанников. Вот они передо мною – девятнадцать пар глаз, лукавых, озорных…Говорят, глаза – зеркало души, а детские – чистейшей воды. В них иногда печаль, совершеннейшая трагедия. Как помочь тебе, малыш, чтобы боль ушла, и глаза заискрились вновь радостью и теплом. Принимая боль ребенка на себя, проявляя милосердие к нему, учитель способен сберечь детские души, способен оградить от внешнего зла. Когда – то давно, на заре моей студенческой юности, я прочитала книгу Виктора Астафьева «Последний поклон». До глубины души потрясла меня история деревенского учителя и запомнилась на всю жизнь. Учитель повел детей за цветами и саженцами для школьного двора. И вдруг – змея! «Она обвилась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела».
Учитель оттолкнул детей и, схватив палку, стал бить по змее и подснежникам. «Он бил и бил змею, пока она не перестала шевелиться… Руки его дрожали. Весь он дрожал…И весь он был белый». А самое главное, он никогда не видел змей раньше, не знал их повадок, не знал, что змея, обвившись на палке, сама могла укусить учителя. Это уже потом детишки объяснили ему. Астафьев говорит, что «таким вот и запомнил деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и защитить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого жили…» - эти слова стали для меня маяком, жизненным ориентиром. И часто я, казалось бы, в безвыходной ситуации, обращалась мысленно к тому астафьевскому учителю, спрашивая совета и помощи. А трудностей в нашей работе не счесть, преодолевая их шаг за шагом, пришла в итоге к выводу, что учителями работают подвижники, забывающие о родных детях, о муже, о родителях.
Закончился еще один учительский день, он принес новые проблемы: «двойка» по математике у Саши и Сергея, потерял дневник Кирилл, подрались Владик с Антоном, не пришла в школу Женя…и стопка тетрадей с диктантом. Я иду домой, а мысли о ребятах не оставляют меня, они постоянно со мной, заставляют мучиться, сопереживать.
Вечером семья у телевизора, а я за своим рабочим столом, с моими мыслями о планах назавтра. Рука выводит строчки плана, но не пункты в нем – моя душа ложится на бумагу. На уроке русского языка я продиктую моим ученикам слова о хороших делах и добрых поступках – пусть станут добрее! На уроке литературного чтения я прочту им заключительные страницы пронзительной до боли повести Троепольского «Белый Бим, черное ухо». Потом проведем беседу. Что ответят мне дети на вопрос: «Как бы вы, ребята, помогли Биму?» Достигну ли я задуманного, расшевелю ли их сердца, разбужу ли их чувства? Душа тревожится, беспокойно сердце, а мысли уже о другом уроке. Природу ведаем сегодня в весеннем лесу. Пробуждаются жучки и паучки, вот Божья коровка села на ладошку – все вокруг нее. Листвой покрылся лес, распустила синие и красные бутончики «Иван – да – Марья. Пусть детки умеют видеть красоту мира природы и берегут ее. На уроке рисования мы будем рисовать чувство. Каким оно будет на альбомном листе? Теплым или холодным, добрым или злым? … Во всяком случае, оно будет настоящим! Ведь природа, лес, общение с ним дают человеку истинное чувство наслаждения миром.
Вот и прожит завтрашний день. Моя любовь, доброта, тепло моей души легли на бумагу с заботой о детях, об их будущем. Я очень хочу видеть их счастливыми, чтобы прошли они по жизни порядочными людьми, способными на верность, дружбу, любовь, способными проявлять милосердие к ближнему, способными нести чистоту помыслов в любых начинаниях… Пусть они пронесут в своих сердцах то светлое, ничем не омраченное восприятие жизни, которое случается только в детстве, и пусть детство, безгрешное и наивное, в их душах не умирает, ибо из мира детства человечество черпает силы добра и правды, ибо «по силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».
Начинается новый день…, и я снова вхожу в класс…