Эссе учителя

Блистающая детям музыка любви

Рейтинг
ПлохоОтлично 

«В глаза учителя как в звезды посмотри,
и ты увидишь в них блистающую детям
музыку любви»…
В глазах Рината – моего супруга, музыку любви, блистающую и льющую свой свет, я впервые увидела, когда он взял на руки нашу новорожденную старшую дочь – он так улыбался и весь звучал! Может, это в его душе пела мандолина (первый музыкальный инструмент, на котором он научился играть еще совсем маленьким мальчиком), а может тальян-гармун? Нет, наверное, это был чарующе привлекательный «моң» старинного деревянного курая. Столько нежности и любви излучали глаза моего любимого человека, новоявленного отца. Тогда это была его очередная победа и ступень личностного роста молодого мужчины.
Судьба будто бы благоволила ему от рождения, еще в младенчестве определив призвание и предначертав его жизненный путь. Много музыки звучало в детстве Рината…. В небогатом домике деревни Теляшево Башкортостана, с двором и огородом, обнесенном плетнем, где вместе с ним росли его братья и сестры, звучала мандолина, пела тальянка, звенел курай и кубыз. В большой семье Мухутдиновых все пели и играли на музыкальных инструментах: папа и мама на самом популярном тогда инструменте – мандолине. Затем отец купил гармошку-тальянку. Пока старшие братья выясняли, кому из них достанется инструмент, Ринат успевал в это время музицировать. Может быть поэтому, он в семье и играет на гармошке лучше всех. В раннем детстве, имея абсолютный слух, он не задумываясь, начинал играть на разных музыкальных инструментах и непреднамеренно достигал больших высот в исполнении народных мелодий. В 5 лет он уже успешно солировал на семейных концертах, в 8 лет стал обладателем 1 места в районном конкурсе гармонистов.
Возможно и природа, окружающая Рината: красота рек, лесов повлияла на его музыкальность и щедро одарила своего сына, потомственного музыканта-самоучки из народа, талантом.
Ринат вспоминает детство: у нас в деревне, сразу за оградой в 20-ти метрах начиналось раздолье – буйство луговых трав и цветов, извилисто тянулись зеленые валы кустов, окаймлявших речушку. Камыши – стойкие солдатики, вытянувшись к небу, охраняли эту красоту. Именно, оттуда он притащил охапку камышинок, соломинок, из которых умудрился сделать различные свистульки, сопелки и дудочки. Это потом, позднее, у него в руках зазвучит курай!
Ринат говорил мне: «С тех пор, как помню себя – я с моей музыкой, с баяном или кураем, хромкой или тальянкой». Она, музыка, до сих пор не дает ему порой уснуть, то вдруг прорываясь неожиданно, когда он бежит сквозь пыльный туман асфальтовых будней мегаполиса на очередную репетицию, концерт или урок, то тихо звучит где-то в глубине души.
Учиться в Казань на музыкальный факультет педагогического института он приехал с целью: научиться сочинять музыку и уметь ее записывать, аранжировать и делать переложения народных песен и танцев для народных инструментов, стать преподавателем музыки, учить детей. Трудолюбие, неиссякаемая энергия, абсолютный музыкальный слух, умение читать с листа и импровизировать на музыкальных инструментах (баян, гармонь, курай, кубыз, гитара, фортепиано) во многом определяют успех педагогической деятельности моего Рината Сабировича. За 34 года работы преподавателем им проделана большая работа по подготовке исполнителей на кураях и гармониках. Весь процесс обучения, наряду с привитием любви к народной музыке, он сводит к повышению индивидуального мастерства каждого учащегося и созданию коллектива исполнителей на народных инструментах. Его организаторские способности особо проявились в создании и дальнейшей работе в ансамблях кураистов и гармонистов «Чишма», «Тальян» Центра детского творчества имени И. Х.Садыкова, ансамбле народных инструментов Татарской детской музыкальной школы № 5 г.Нижнекамска. Атмосфера психологического комфорта в коллективе, полное взаимопонимание между педагогом и учащимися, атмосфера доброжелательности и доверия привлекает учащихся. Многие из детей продолжают заниматься на этих инструментах и после окончания курса ансамблевого обучения и входят в состав новых ансамблей. В ансамбль «Тальян» мальчики и девочки пришли заниматься к преподавателю маленькими детьми, сейчас они уже студенты, педагоги, но продолжают обучаться игре на народных инструментах. Эта талантливая молодежь серьезно о себе заявляет на конкурсах. Страстная любовь их Учителя к музыке теперь уже зажглась и в их сердцах. Сотрудничество и сотворчество учителя и ученика выражена в достижениях детей: ансамбль гармонистов «Чишма» и ансамбль гармонистов Татарской детской музыкальной школы № 5 - лауреаты 1, 3 степени 6, 7, 8 Республиканских конкурсов гармонистов имени Ф.Туишева, ансамбль кураистов «Чишма» и ансамбль кураистов Татарской детской музыкальной школы № 5 - лауреаты 1, 3 степени 1, 2, 3 Республиканских конкурсов кураистов и кубызистов имени И.Мусина, Гран-при регионального фестиваля кураистов «Яшь курайчылар», лауреаты 1, 2 степени Регионального фестиваля народной музыки и фольклора «Живи, родник»; ансамбль гармонистов «Тальян» - дипломант ХХ Республиканского праздника народного творчества «Играй, гармонь!», лауреат 3 степени 10 Республиканского конкурса гармонистов имени Ф.Туишева, Дипломант I Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России.
Ринат считает, что педагог должен нести ответственность и за собственный профессиональный рост. Вкладом в копилку национального образования и культуры можно считать его личные достижения: «Почетная грамота» Министерства образования и науки Российской Федерации, медаль «В память 1000-летия г.Казани», «Диплом» за высокое профессиональное мастерство I Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России, Почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан», «Грамота» Республиканского Центра внешкольной работы Министерства Образования Республики Татарстан, «Диплом» за 2 место на Республиканском этапе Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», нагрудной знак «За достижения в культуре» Республики Татарстан, «Диплом» обладателя Гранта главы муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» в номинации «За развитие национальной культуры», Лауреат 1 степени V Всероссийского конкурса «Играй, гармонь!», Лауреат 2, 3 степени 8, 9 Республиканских конкурсов гармонистов имени Ф.Туишева, Лауреат 3 степени Республиканского праздника гармони «Монга бай гармун байрамы» (республика Башкортостан), Лауреат городского конкурса-фестиваля художественного творчества «Муза профессии» (г. Казань).
Профессиональные действия, творческая логика, интуиция помогли нам с супругом в составлении авторской программы «Ансамблевое обучение игре на курае и гармонике–тальян» с нотным приложением «Музыкальный родник». Эта программа награждена Дипломом I степени на VI Республиканском конкурсе авторских программ. Цель ее – формирование музыкальной и духовной культуры личности учащегося через возрождение традиций ансамблевой игры на татарских народных инструментах и приобщения наибольшего количества способных людей, которые в будущем продолжат традиции народной и профессиональной музыки. Такое обучение прививает интерес к музыкальной культуре разных народов, кроме того, дыхательная музыкотерапия, включающая игру на курае, способствует укреплению здоровья детей.
Когда мы жили в Нижнекамске, по инициативе начальника Управления образования Р.М.Шакирова, началась практика внедрения игры на курае. Конкурс кураистов стал традиционным в городе Нижнекамске с 2004 года. Учитель – Ринат Сабирович – знает, как детям нравится пробовать свои силы в игре на курае. Самое важное – это атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею». За большой вклад в организацию всеобуча игры на курае и приобщение учащихся к татарской национальной культуре Ринат награжден «Почетной грамотой» городским управлением образования и администрацией города.
Два года назад мы с супругом начали работу по авторской программе на базе «Музыкальной школы № 13» Московского района Казани. И здесь выступать на сцене перед публикой учащиеся начали через несколько месяцев с начала обучения. Этот педагогический прием приносит удивительные плоды. Можно наблюдать стремительное развитие способностей детей – переход приобретенных на занятиях навыков в качество, закрепляемое на сцене. Название ансамбля кураистов оставили прежнее - «Чишма». Коллектив принимает активное участие в республиканских, городских и школьных мероприятиях и конкурсах, стал Лауреатом 3 степени 4 городского конкурса исполнителей на традиционных инструментах народов Татарстана «Халык моннары», Дипломантом 2-го Открытого республиканского конкурса-фестиваля народного искусства «Живой родник» и выступал в концертной программе на Всероссийской научно-практической конференции «Педагог 21 века. Воспитание лидера Инновации и развитие».
Ринат Сабирович считает, что необходимо возродить традиции семейного музицирования, это сплотит детей, родителей и школу в единое целое. В помощь обучающимся преподаватель создал самоучитель игры на гармонике-тальян «Гармун уйнатыйк эле», самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке «Уйна, гармун, уйна!» и сборник популярных песен для домашнего музицирования «Бездә буген бәйрәм». Семейный ансамбль Шаяхматовых, который подготовил Ринат, стал Лауреатом V Республиканского конкурса семейных ансамблей.
На многих республиканских конкурсах-фестивалях народного искусства звучат обработки произведений из нотного сборника Рината Сабировича «Их, гармуннар уйнар идем». Татарские, башкирские народные песни и пьесы татарских композиторов, используемые для сольного и ансамблевого исполнения на национальных инструментах: гармонике-тальян (минорка), гармонике-тальян (Вараксин), двухрядной гармоники (хромки), автор обработал, сделал удобным для исполнения и детскими пальчиками.
Ринат выступал с концертами и за рубежом: в качестве руководителя ансамбля народных инструментов в Румынии, Венгрии, аккомпаниатором детского коллектива ансамбля песни и танца «Нардуган» в Турции на фестивале-конкурсе детского творчества, в Польше, аккомпаниатором детского коллектива «Счастливое детство» в Финляндии.
Педагогическая и просветительская деятельность Рината Сабировича связана с музыкально – творческой жизнью городов Нижнекамска, Казани Республики Татарстан. Многое сделано этим человеком, всего и не перечислишь, но самое большое его достижение – любовь к музыке и детям. Коллеги говорят о нем: «Отличительная черта этого педагога - доброжелательность, терпеливость, уважительное отношение к каждому ребенку». Сам Ринат считает, что главное в работе с начинающими – ситуация успеха и радость самосовершенствования. Он часто повторяет слова Яна Амоса Коменского: «Главное в начале обучения, чтобы ученик не возненавидел то, что еще не успел полюбить».
Как-то он мне высказал: «Наверное, я - счастливый человек! У меня есть замечательные ученики и то любимое дело, которое дает ощущение полноты жизни». Он считает, что на творческом пути ему встречаются только хорошие люди. Кто-то для него стал наставником, кто-то другом, кто-то советчиком. И тот добрый свет, который оставляют в его душе не только его ученики, коллеги, друзья, но и его семья освещает его изнутри, помогает жить, сопровождает его всю жизнь. Наши дети и я больше четверти века смотрим в его глаза и видим в них блистающую музыку любви…Добрый отец, заботливый муж, любящий дедушка, верный друг, профессиональный музыкант и успешный учитель – это все о тебе, Мухутдинов Ринат Сабирович. Мы гордимся тобой!