Эссе учителя

Моя педагогическая философия эссе

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Мне кажется, что, не успев начать правильно мыслить, и хорошо говорить я уже хотела быть учителем. Не знаю, с чем это было связано, но мне всегда казалось, что я знаю много, а держать это в себе для меня совсем невозможно, так хотелось с кем-нибудь поделиться. Иногда, когда испытываешь небольшие трудности с детьми или непонимание, хочется все бросить и уйти, но и даже в такие моменты я нахожу в себе силы, чтобы остаться и продолжать то, о чем я мечтала, что действительно по душе и без чего трудно представить свою жизнь. Какие бы они ни были наши ученики, в них наша жизнь.
Яркое и полное разных ароматов весеннее утро. Конец апреля. Я иду как обычно от дома к школе. Мимо в разных направлениях спешат люди, многие из них уже состоявшиеся, знающие, как и зачем они живут. А вот меня обогнала компания о чем-то весело переговаривающихся ребятишек, спешащих на уроки в ту самую школу, куда иду и я… До крыльца школы осталось пройти маленькое расстояние. На деревьях уже новые листья, и мне приходит в голову неожиданное сравнение: береза – это школа, а каждый листочек на ней – это ученик или учитель, которые вместе проживают определенный судьбой отрезок жизни. Я иду и размышляю об этом и еще о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными. Вот такие философские размышления на пороге школы! Я ведь и сама когда то также шла в школу, обгоняя своих учителей, кто знает, может быть в те моменты в их голове были точно такие же мысли.
Я начинающий педагог, и, наверное, моя жизненная философия, как и педагогическая, будет еще изменяться, но одно я знаю точно: основная задача философии – выявление и изучение законов развития общества, природы, сознания. Каждый человек – это неповторимый мирок, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире.
И вот наступает момент, когда ты испытываешь непреодолимую потребность раскрыться. Так, на мой взгляд, люди выбирают профессию педагога.
Профессия – это работа, а для любого педагога главное в работе – урок. В моем представлении урок для учителя – это своеобразная частичка жизни.
Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Как часто внешние стремления и внутренние потребности моих учеников не совпадают, как часто это несовпадение приводит к конфликтам! Как избежать, предотвратить их? И я стараюсь угадать, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Для меня она такая: показать, что даже самый «плохой» ученик – в душе талантлив, а может быть, даже гениален.
Показать ребенку, что он – личность, что никто и никогда не сделает эту работу лучше. Чем он, - в этом моя педагогическая философия.
Я, конечно, как и любой другой педагог стремлюсь научить детей тому, что знаю сама, но в большей мере я стараюсь показать детям то, что имеет в себе каждый из них для овладения материалом урока или оформления проекта, странички предметного журнала и тд. С моей точки зрения, педагог – это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, просто поплакать или посмеяться вместе, обсудить тему урока или футбольный матч, а может, сочинить новый рецепт какого-то блюда… Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.
Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим. Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Мне очень хочется, чтобы мои ученики, как те березовые листочки в маленьком школьном дворике, были яркими и неповторимыми, чтобы, вновь и вновь, идя на работу в школу, среди спешащих мне навстречу или обгоняющих меня состоявшихся, знающих, как и зачем они живут людей, - были мои ученики.
Как трудно быть учителем, но, и как трудно быть учеником. Думаю, что именно в этой фразе и сосредоточена вся суть проблемы отношений воспитателя с воспитанниками. Иными словами, разговоры о том, чтобы учитель понимал ученика, всего лишь половина «правды». Это симплексная, то есть односторонняя эмоциональная связь («я тебя слышу, а ты меня – нет!»), необходима и вторая часть: умение понимать состояние учителя. Только с этого момента начинается взаимопонимание, которое обеспечивает сотрудничество.
Односторонний эмоциональный контакт – это начало индивидуального подхода к ребенку, а двухсторонний – личностного. Образно говоря, индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе – это тонкий инструмент, который может держать в руках каждый учитель, а личностный – умение играть на этом инструменте, причем так, чтобы в ответ звучала и душа ребенка.
Взаимоотношения учителя и учеников во многом зависят от личности учителя. Учителя бывают разные. Есть просто учителя, а есть педагоги. Просто учитель может дать своим слушателям известное количество сведений, из чего не следует, что он способен воспитывать их. Из одних знаний человека не слепить. Педагоги – прежде всего воспитатели, морально, нравственно, мировоззренчески, этически влияющие на детей. Воспитывать – это отдавать то, чем сам владеешь.
Учитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер, перевоплощаться; как машинист вести поезд, какое бы ни было у него настроение.
Учитель только своим примером и своей любовью может вести детей «через тернии к звездам».
Огромной силой притяжения должна обладать душа учителя, чтобы удержать ученика, не дать ему потеряться в водовороте мирских событий.
Учитель должен стать для детей не просто математиком, биологом или языковедом, а духовным наставником, своего рода проповедником, который не только указывает истинный путь, но и проходит его вместе с каждым ребенком, поддерживая в нем веру в добро и справедливость.
«Жизнь – бесконечное познание.»
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его уроки проходили без эксцессов, но порой этого не избежать. Ведь дети великие провокаторы, они видят учителя насквозь, подмечают его слабые стороны, и стоит зазеваться, мгновенно будет нанесен удар. И как к этому относиться, если для них это игра, шутка, забава. Нужно мгновенно реагировать, но так, чтобы эта реакция не настроила против тебя учеников, а являлась воспитательной и поучительной, дети должны понять и почувствовать, что их любят, уважают, но и они должны любить и уважать своего учителя.
Дети очень любопытный народ, но надо раскрыть это любопытство, научить спрашивать, быть почемучками. Когда учитель демонстрирует материал и показывает конечный результат, то эта демонстрация не должна восприниматься как совершенный идеал, учитель предлагает всего лишь возможный образец. Это касается не только моего предмета. Надо учить ребенка находить другие методы решения поставленной задачи, научить мыслить объемно, нестандартно. Подвести ученика к созданию более совершенной формы. И если это изделие превосходит образец, предложенный учителем, то не надо бояться, что ученик превосходит своего учителя, как раз в это время и наступает момент сотворчества: ученик – учитель, когда направляющую роль берет на себя учитель, а ученик выдвигает идеи и уже вместе, всем коллективом эти идеи воплощаются в жизнь. Вот тогда наступает момент понимания с полувзгляда, с полуслова. И это есть победа. Старинная датская пословица гласит: «Тот, кто не решается спросить, стыдится учиться». Порой дети задают такие вопросы, на которые учитель затрудняется ответить. И тогда, чтобы учить, необходимо учиться.
А как хорошо и прекрасно слышать от ученика: «Я это сделаю сам» «Я могу сделать ещё лучше», а уходя с урока. Слышать: «Спасибо». Это и есть главная награда учителю.