Эссе учителя

Моя профессиональная философия

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Профессия учителя – важнейшая на свете!
Причина первая тому – вам верят дети.
И личность учителя, его взгляды и знания –
Один из важнейших путей воспитания.
И я уверена, от учителя зависит тоже
Как наше общество расти и развиваться может!
( Амурская Н К, учитель МОУ СОШ № 105)

Удивительная профессия учитель. Прошло 29 лет, но я и сегодня хорошо помню свой первый урок. Студентка философского факультета на практике в школе. Казалось бы, все так просто. Ты обладаешь знаниями и ты их можешь дать другим. Но другие – это дети, глаза которых внимательно изучают тебя и как бы задают тебе вопрос: « Ты кто? Случайный попутчик или друг?». Глаза моих первых – я помню до сих пор. Именно они определили мою профессию. Можно заниматься наукой, создавать машины, летать в космос, но я убеждена, что самая сложная наука – наука растить маленького человека , вводить его в мир взрослых отношений , быть ему другом. Кажется, сегодня накоплен и опыт, и многие сомненья позади, но не прекращаешь удивляться и быть благодарной судьбе, которая однажды открыла для меня двери моей Школы. Да, именно Моей! Здесь все знакомо и все здесь мое: и коллеги, которые подарили мне свое тепло, умения, с ними столько связано, передумано и, конечно, - это мои дети. И я горжусь тем, что сегодня заканчивают школу уже дети моих детей. Они уходят во взрослую жизнь, но школа для них та гавань, к которой они всегда возвращаются, неся любовь и благодарность.
Что же за феномен - профессия учитель?
Человек, по моему мнению, который выбирает профессию учителя, должен, прежде всего ,ответить на главный вопрос : « Смогу ли я заняться данным делом, хватит ли у меня способностей и сил для него, станет ли оно смыслом моей жизни?»
О целях и результатах профессии учителя можно сказать и кратко, и пространно, официальными, научными словами и образными выражениями…При этом цель профессии будет обозначена большим количеством глаголов: учить, воспитывать, образовывать, развивать, оберегать от дурного, взращивать доброе, светлое, предостерегать, хранить, беречь, наставлять, верить в лучшее в ученике, быть учителем во всех отношениях. Большинство этих глаголов – несовершенного вида, они обозначают стремление к цели, а результат должен быть обозначен глаголами совершенного вида: выучить, научить, воспитать, образовать, развить, уберечь от дурного, взрастить доброе, предостеречь, наставить, поверить в лучшее, стать для ученика учителем во всех отношениях.
Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит в том же звании, разве что прибавляется слово пенсионер. Он приходит, чтобы сотворить чудо – из маленького существа, который робко жмется к своей маме, – воспитать человека, личность.
Если бы попросили дать самую короткую характеристику хорошему учителю, я бы сказала: «Он преподает не первый десяток лет, но волнуется перед каждым уроком. Ему, словно актеру за кулисами, кричат: «Ваш выход, на сцену!» Но ему нельзя даже подгримироваться, ибо все его зрители – в первом ряду партера. Он входит в свет тридцати двойных прожекторов детских глаз, и их лучи пронизывают его насквозь».
Кто же он, современный учитель?
Наверное, в первую очередь, все-таки тот, кто любит детей. Любить, понимать, принимать, страдать, помогать – вот пять заповедей, определяющих суть духовности учителя. Все начинается с любви! Истинная любовь – это забота о нем. Истинная любовь - это не созерцательная, а деятельная любовь. В учительском сердце, в каждом вздохе школьного дня, в каждом поступке учителя царит любовь к детям. Выдающийся психолог и социальный философ Эрих Фром говорил, что просто присутствие зрелого любящего человека в высшей мере важно для человеческого развития. Ведь только «дарящий сердце детям», можно вырастить достойных граждан своего Отечества. Поэтому каждый день, идя на работу, мы идем служить ребенку, служить нашему будущему.
Любить детей – это значит их понимать. В кинофильме «Доживем до понедельника» один из учеников говорит так: « Счастье – это когда тебя понимают». У детей свой мир. Свои представления и оценки, далеко не всегда совпадающие с тем, что думают и чувствуют взрослые.
Учителю, любящему детей, как правило, интересны в первую очередь не взаимоотношения, а сами дети. Он наблюдает за ними, прислушивается к тому, что они говорят, анализирует их поступки и решает, как поступить самому в том или ином случае. В этой способности видеть всю сложность детской жизни, различать радости и беды детей и состоит, по моему мнению , великое искусство любить детей. Видеть в маленьком человеке завтрашнего взрослого человека – вот в чем и заключается жизненная мудрость педагога. Ш. А. Амонашвили отмечает одно из самых важных качеств учителя - это чувство влюбленности в детей, в дело их воспитания.
Любить для педагога – это не значит пылать чувствами, это значит работать, и эта работа не предполагает перерывов на каникулы и выходные. Настоящий учитель готовится не к уроку, а к урокам. И готовится всю жизнь. Даже вне школы, читая книги, путешествуя, беседуя с друзьями, он готовится к урокам, накапливает и перерабатывает информацию, готовится к общению с детьми. Тон его музыки жизни должен быть созвучен их чувствам.
Каким же быть учителю? К чему стремиться?
«Нести ли истину «, «спасать» иль просто самоутвердиться?
Он должен быть самим собой.
С характером, и так лишь можно
Войти в мир детских отношений сложных.
Преподавание не усвоить навсегда,
Ведь наши дети – словно та вода,
В которую два раза не войдешь.
Они меняются, и с ними ты растешь.
И учишься, и думаешь, и понимаешь.
И ошибаешься, но снова начинаешь.
Не думаешь о детях свысока,
Ведь миссия учителя – успех ученика!
На учителях фокусируется и тяжкий труд, и романтический полет. Это труд, который требует постоянной работы мысли и немедленного действия, труд творческий, чем - то приближающийся к искусству. Я считаю, что это уникальная профессия, которая позволяет познавать ежедневно, ежечасно самое удивительное, что есть в мире –человека! А ведь известно, что «познание человека – это повторное познание самого себя .» ( В, А, Сухомлинский )
Учитель должен быть влюбленным в свою страну, быть ее патриотом. Именно он,учитель в большей степени, является носителей ее истории, культуры. И неважно, кто он – учитель истории или химии - мы учим жизни. Никого не требуется убеждать в том, что каждому из нас важно чувствовать себя частицей большой, многомиллионной, сильной, способной защитить себя , славной и доброй семьи – Родины . Да, конечно , Родина нуждается в каждом из нас : мы – ее часть , наш труд создает ее богатство, ее силу и мощь. Но не в меньше степени мы нуждаемся в Родине: изучая славную историю Отечества и ее богатейшую культуру, мы ощущаем свою сопричастность к славным деяниям предков, чувствуем себя защищенными от внешних посягательств на наше достояние и уверенно смотрим в завтрашний день; наш скромный каждодневный труд приобретает большую значимость, прежде всего для нас самих, если это труд на благо и во имя Родины. Когда нам удается добиться каких-либо успехов, то они приобретают более громкое звучание, если за ними – Родина. Нам, россиянам, повезло с Родиной. Ее необъятные просторы и неисчерпаемые природные богатства, ее многовековая, захватывающая и славная история – всем этим легко и приятно гордиться. Но нам выпало жить во времена, не самые лучшие для нашей страны, когда скромные усилия каждого создают мощь и силу Отчизны. Восхищаться и гордиться красивой матерью легко, но пожалеть ее, позаботиться о ней, когда она больна, - это подлинное проявления любви позволяет человеку подняться на новую, более высокую ступень в его нравственном восхождении.
Думаю, что важное качество для педагога – это увлеченность, если она есть, то любой проблеме найдется решение. Холодному, бесстрастному недоброму учителю не зажечь своих учеников. «Дети не хотят учиться, потому что взрослые не хотят работать. Это передается как опыт (К Ваншенкин). Мысль мне кажется верной. Нельзя разрывать поколения. Мы связаны со своими учениками крепче, чем это кажется поверхностному взгляду. Учитель, который равнодушен к детям, «превращается в спящего с открытыми глазами» (В. Сухомлинский). Дети – это барометр. Они исключительно чутки и отзывчивы. Учителю, влюбленному в свой предмет, восхищенному, ученики простят все: горячность и рассеянность, даже педантизм, но не равнодушие, неприязнь.
Увлеченный учитель всегда стремится стать культурной, образованной личностью. И это предполагает не только качественное знание своего предмета, т.к под культурой часто понимают то, что человек знает сверх обязательного. Образованность – не только и не столько полный объем информации, сколько проблемность , оценочность. Учитель – не бесстрастный передатчик знаний, а проводник идеи. Эту идею надо понимать и уметь доказывать. Необходима эрудиция, которая тоже основывается на знании, понимании; она дает возможность сопоставлять явления. Образованность – это и умение видеть явления не сами по себе, изолированно, а в системе. Поэтому знание своего предмета не только не исключает, но и предполагает интерес к другим предметам. И в этом плане мне повезло. Ведь я - обществовед. Мой предмет Уникален! Он предоставляет школьникам возможности для того, чтобы осознать себя субъектами исторического развития для сохранения чувства собственного достоинства. Иными словами, уроки истории способствуют формированию умения понимать. Речь идет о формировании умений понимать других людей в иных социокультурных ситуациях, развитии со-причастности, сочувствии, толерантности, о самопостижении: проекции чужих поступков на свою ситуацию, равно как и умение поставить себя на место реальных персонажей.
Иными словами, цель уроков обществознания – способствовать тому, чтобы наш ученик стоял в центре исторической культуры и вел открытый диалог посредством окружающих его людей с людьми других эпох и других культур. Для того чтобы урок состоялся, необходимы различные компоненты, но наиболее важен вопрос связанный с выбором технологии. Сегодня педагогическое сообщество накопило
огромный опыт в использовании педагогических технологий. Долгие годы на своих уроках я использую технологии проблемного обучения. Ученик должен быть соавтором урока, а учитель должен создать такую обучающую среду, где всем будет комфортно, где каждый сможет открыть свой потенциал. Глаза ребят в эти минуты смотрят по – особому:– они соавторы творчества, урока. И в них что угодно, но не равнодушие. А значит, мне удалось задеть какие-то струнки их души. Сейчас больше, чем когда бы то ни было ,мы обязаны думать о том, что вкладываем в душу человека, сумеем ли мы пробудить и сформировать внутреннюю, нравственную культуру ребенка, чуткость и восприимчивость которого к красоте, по убеждению
В А Сухомлинского, «несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Учитель может научить ребенка радости общения с прекрасным, заключается ли это прекрасное в природе, в искусстве или людях; заключается ли оно в мыслях, чувствах или поступках».
Внутри меня два начала сплелись не напрасно:
Историк, которому все в мире ясно,
И тот самый лирик, что склонен творить
И в окружающих чувства будить.
Эти два стержня друг другу не претят.
Помогут любому ребенку ответить,
Приоткрыть учащимся знания дверцу,
Научат понимать науку и умом и сердцем.
Ведь история, коль взглянуть исторически,
Всегда была предметом романтическим!
Так что такое творческий учитель? Чешские авторы говорят об этом так: «Творческий учитель видит каждую педагогическую ситуацию – урок, а также экскурсию, прогулку, намеренный разговор с учеником или его родителями – как возможность и необходимость выбора и решения. Дело в том, что и учитель, который стремиться к творческой, современной воспитательно-образовательной работе, включает отдельные рутинные элементы в продуманное, находящееся под влиянием педагогического замысла и педагогического анализа целое своей работы и тем самым делает из них неделимую составную часть своего творческого усилия»
(Соколовская Е А. Учитель.-1999.-С). Таким образом, личностный рост педагога сопряжен с самосовершенствованием, самовоспитанием, сознательной работой над мастерством, с творчеством, с общим стремлением к высокопрофессиональной деятельности.
Талант учителя не есть некое застывшее образование, которое можно тщательно изучить, используя различные методы научного познания. Талант есть нечто данное свыше, есть некая одаренность человека теми качествами, которые раскрывают сердца детей ему навстречу так же, как теплые лучи солнца пробуждают на заре лепестки цветка. Педагогические задатки, которые присущи почти каждому человеку, могут развиться в способности, учитель может достичь профессионального мастерства, овладеть всеми тонкостями своего дела в процессе накопления опыта. Талант же учителя есть некая одаренность, присущая и часто проявляющаяся в человеке с самого детства
Недавно, читая общественно-политический журнал, я наткнулась на статью, где представлены рассуждения о проблемах современной школы. Безусловно одна из злободневных проблем – это взаимоотношение учителя и ученика. В представлении учащихся школы – комплекса «Царицыно» идеальный учитель – это:
• умный, общительный, такой, чтобы не орал просто так и не грузил на полдня занятиями;
• строгий, но не крикливый, общительный, но не болтливый, понятно объясняющий;
• тот, кто побуждает в тебе интерес к учебе и желание мыслить;
• тот, кто должен хотя бы стараться понять своих учеников, быть практичным и в то же время уважать самого себя;
• тот, кто приходит на урок с удовольствием, потому что ему нравится с нами общаться;
• тот, кто не станет на уроке говорить о мелочах вроде того, какие цены на рынке.
С рассуждениями ребят можно согласиться и не согласиться. Общение с учащимися и учителями позволило мне сформировать свое представление о современном учителе:
- учитель должен быть личностью, человеком который умеет работать как с коллективом в целом, так и каждым человеком отдельно на принципах гуманизма и демократии;
- настоящий учитель должен любить детей, свою школу и свой предмет. На своих уроках сочетает культ знаний с культом красоты, общечеловеческими ценностями, пропагандирует формулу «лучше знать главное, чем многое»;
- учитель должен быть оптимистом и убеждать в этом ребят. Учитель не должен быть рабом обстоятельств; он может и должен опережать время, ориентируясь на будущее, на успех;
- учитель не имеет право отступать от своей гражданской позиции, с детьми он должен быть всегда честным и правдивым;
- отношение к ученику должно быть как к равному, как к взрослому человеку. Учитель – руководитель, друг и соратник ученика. Не стоит притворяться в общении с ребятами, не надо казаться лучше, чем ты есть. Не надо казаться, надо быть;
- не надо забывать о шутке в общении с учащимися и ценить юмор у других
Исходя из общепринятых обязанностей учителя, обобщая личный опыт, опыт работы коллег – учителей, можно сформулировать основные установки учителя гуманного педагогического процесса: любить ребенка, понимать ребенка, исполняться оптимизмом к ребенку…
У каждого времени свои требования к учителю. Они диктуются обществом, образовательным учреждением, родителями, учащимися. «Как бы ни казались обширны требования, которые общество предъявляет к воспитателю, они вполне соответствуют обширности и важности самого дела», утверждал К Д Ушинский.
Требования к учителю часто выражаются в заповедях, авторами которых становятся учителя, ученики и их родители. На страницах журнала «Народное образование опубликованы заповеди учителя из Днепропетровска.
• Люби детей. Защити их любовью и правдой.
• Не навреди.
• Ищи в детях хорошее.
• Научи детей думать и любить.
• Все – без принуждения.
• Ни дня без новизны.
• Преподаватель – друг и помощник ученика в его развитии.
• Воспитывай, опираясь на природу ученика.
• Учитель – автор своей программы, системы, методов.
• Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
Промчались годы. Сегодня в школу приходят новые учителя. В чем то они луч ше нас. И все-таки, какой он – учитель будущего? Учитель будущего – это философ и мыслитель, это духовно и творчески саморазвивающаяся личность, способная быть воспитателем дум и чаяний молодежи, это бесконечно влюбленный в свое дело человек. Ну, а школа всегда останется школой – со своими проблемами, со своими УЧЕНИКАМИ. И пусть нашим детям достанутся лучшие учителя – бескорыстные, страстно верящие в добро, с глубоким уважением к мысли. Таким должен быть человек, навечно вызванный к доске, отвечать перед детьми, отвечать за детей!
Заканчивая свои рассуждения о педагогическом труде, я хотела бы привести высказывание студентки педагогического университета Джемы Рашидовой, которая, отвечая на вопрос, что такое школа, написала : « Школа – это поезд, состоящий из вагонов – классов, везущий ребенка к взрослой жизни, В этот поезд он садиться с очень маленьким багажом знаний. На протяжении всего пути поезд останавливается на разных станциях, где у ребенка появляется возможность восполнить свой багаж. В пути он находится в « вагончике» со своими попутчиками – одноклассниками, их сопровождает проводник – учитель, который за время пути становится, как правило, родным человеком. И очень важно, чтобы он не оказался случайным попутчиком. Поезд, прибыв на конечную станцию, открывает свои двери, чтобы выпустить своих пассажиров. А проводник остается ждать уже спешащих к нему новых пассажиров…»
Успехов тебе,УЧИТЕЛЬ !
Художник, воспитай ученика
Сил не жалей его ученья ради.
Пусть вслед твоей ведет его рука
Каракули по клеточкам тетради.
Пусть на тебя он взглянет свысока,
Себя на миг считая за провидца.
Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.