Эссе учителя

Учитель современной школы

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель.
А. Л. Толстой

На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педон; средневековый педагог-догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель... И многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой. Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними - и новое время.
Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи?
Они противоречивы: это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я учитель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же учитель, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет.
В своем эссе я буду говорить о российском учителе нашей новой школы. В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов, подлинных «властителей дум». Сохранилось много свидетельств огромного нравственного воздействия великих педагогов, их преданности возвышенным идеалам. Наиболее проникновенно и глубоко они звучат у А. С. Пушкина в словах обращенных к А. П. Кугицыну: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена».
По моему мнению, главный смысл деятельности заключается в том, чтобы научить ученика быть Человеком, раскрепостить творческие возможности. С каждым этапом общественного развития возникает все более острая потребность в учителе, способном формировать у молодых людей активное стремление к обновлению мира, в котором они живут.
Учитель новой школы должен соответствовать своему времени. Очень часто, в том числе и в педагогике, что было хорошо вчера, то не соответствует сегодняшнему дню. Даже, не столько не соответствует, сколько не справляется с решением поставленных задач. Таким образом, в каждом времени перед учителем встают новые проблемы, которые необходимо компетентно решать. Учитель – человек, который организует процесс образования в реальной школе, классе с конкретными учениками. И от того, как будет организован образовательный процесс, как он будет реализован, зависит и образовательный результат. Может, стоит начинать с образовательного результата? Не кроется ли качество профессиональной деятельности учителя в целеполагании? Всегда ли на всех этапах работы присутствуют четкие и понятные, достижимые цели?
Учитель нашей новой школы должен быть здоровым (спорт в его жизни будет не на последнем месте), хорошо сложенным, довольный своей жизнью человеком. Достойно отдыхать на свою заработную плату, не ограничиваясь огородом за домом. Бытует мнение, что в учительство идут люди, готовые безвозмездно отдать сердце детям, во имя любимой профессии, терпящие низкую оплату труда. Но каждый труд должен быть оценен по достоинству. И авторитет учителя поднимется тогда, когда он сможет увидеть широту мира своими глазами и преподнести детям уже не только по книжкам.
А что касается непосредственно процесса обучения, контакта учителя с учениками в классе, хороший педагог тот – кто хороший психолог, способный зажечь свет в дебрях души подрастающего поколения.
Я призываю Вас, давайте помнить: О депрессии ребенка от безудержного стремления окружающих его людей к результату. У нас и так мало детей. Давайте постараемся сохранить их психику, здоровье и радоваться его, пусть незначительным, но успехам. И не зря, кстати сказал Д. А. Медведев: «Принимать людей надо такими, какие они есть.»
Хотелось бы добавить, что профессионализм современного учителя, прежде всего определяется способностью учителя влиять на психику ребят – на их ум и сознание, эмоции и волю, воображение и мышление, духовность и нравственность. Природа ребенка подчиняется строго определенным законам развития и исходит из законов диалектики природы. Первый закон развития человека заключается в том, что ребенок сам себя не может сделать совершенным. Развитие личности предполагает наличие учителя, воспитателя. Второй закон развития ребенка заключается в том, что прежде чем учить и воспитывать других, учитель сам должен быть гораздо более совершенным. В обратном случае он не может быть источником совершенства своих учеников. По третьему закону вся общественность нуждается в учителе – созидателе. Творение личности из ребенка – это высшее творчество, где основная роль принадлежит учителю. Следующий закон заключается в том, что любой учитель должен быть гармонически развитым и содержать в себе профессионально – педагогическую компетентность и духовно – нравственную зрелость.
В заключении хотелось бы сказать, что настоящий учитель, любой школы, не тот, который учит и воспитывает, а тот у кого учатся и воспитываются, кому подражают.
«Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.» - писал В. Гете