Эссе учителя

Идут года. Вращается Земля. Растят учеников учителя...

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Мифические кентавры жили на лоне природы, на склонах горы Пелион в Северной Греции. Они бродили по лесам и полям, дикие и свободные. Хирон был их правителем и учителем. Он жил в пещере, как первобытный человек, но его философские мысли, которые рождались в этом уединении, и учение, которое он проповедовал, были мудрыми. Хирон был умён. Он занимался такими серьезными вещами, как астрология и астрономия, был известным травником, и ему доверяли обучение и воспитание великих героев-воинов. Хирон более всего известен как один из величайших целителей своего времени; он был учителем Эскулапа, который позже стал покровителем целительства. Однако, по иронии судьбы, Хирон не смог вылечить серьезную рану, которую ему случайно нанес его ученик Геракл. Испытывая ужасные муки, он попросил Зевса о смерти. «В конце концов, - размышлял Хирон, - я прожил не один век и пережил все, что доступно сознанию людей и богов, - кроме смерти». Когда великого титана Прометея, подарившего огонь людям, приковали цепями к скале за непослушание, было объявлено богами, что он будет освобожден, если кто-то из бессмертных согласится умереть вместо него. Какой же бессмертный согласится стать смертным и по собственному желанию покинет мир богов? Хирон отправился в подземное царство по собственному желанию и без страха. А его душа была послана на небо: Зевс поселил Хирона на небосклоне в виде созвездия Кентавра.
Жертва Хирона обеспечила свободу Прометею, и он вернулся к людям, чтобы продолжать жить на благо человечества.
Красивая легенда о первом Учителе. Ум, знания, готовность жертвовать… Эти качества сделали Хирона бессмертным. Но бессмертие Учителя не на небе, а на земле, в делах учеников.
Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И он поймёт: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
В школе учитель - ведущий, руководитель, помощник, воспитатель. Но ключевая фигура – ученик. Без их взаимодействия и взаимопонимания нет учёбы, нет результата. Именно поэтому мы часто говорим о любимых учителях, ведь только они находят кратчайший путь к сердцу воспитанника, ведут за собой.
Старению и годам вопреки
За старшими идут ученики.
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»
Любимыми предметами для ученицы школы № 52 Людмилы Езерской были математика и информатика. Стройные ряды цифр и вензеля логарифмов складывались в замысловатые картины с непонятным, на первый взгляд, смыслом. Именно такие картинки создавала хрупкая девочка вместе с Ольгой Николаевной Гуловой, грозной для двоечников «математичкой». Но требовательный и опытный педагог могла так объяснить и заинтересовать своим предметом, что и самые отъявленные «кололи» задачки не из лёгких, как орехи. А уж Люда-то в математике как рыба в воде. Олимпиадные задания – излюбленные тренировочные упражнения для Люды. Шли годы, девочка росла, переходила из класса в класс и несла с собой неизменную любовь к математике и дорогому учителю. Ольга Николаевна стала для подростка близким и родным человеком, всей душой переживающим за девочку, не жалеющим для неё ни времени, ни сил. Помня заповедь учителя, не меньший вклад в развитие трудолюбивой девочки вложила и учитель информатики Яковлева Наталья Васильевна. Именно её предмет определил выбор будущей профессии Людмилы. Кропотливый труд на уроках и дома, дополнительные занятия, задушевные беседы, ежедневная забота педагогов принесли результаты: Люда не только определилась с выбором профессии, но и увидела в своих наставниках образец мудрости, самоотверженности, понимания.
Прозвучали фанфары выпускного бала. В руках выпускницы аттестат, в котором четвёрка – редкий гость, а пятёркам тесно. И распахнулись гостеприимно перед смущённой девочкой двери лицея №10. И вот уже постигает юная лицеистка азы профессии оператора ЭВМ на занятиях новых педагогов. «Бессмертно дело, непрерывна нить…» Продолжили традиции школьных педагогов преподаватели лицея и «попали в 10»! Эта птичка – невеличка оказалась с характером. Люда упорно занималась, азартно осваивала компьютерные программы. А рядом с ней умная и терпеливая Наталья Владимировна Сидельникова. Не только научить, помочь, натолкнуть на мысль для решения, но и вовремя поставить новую задачу, поднять планку способна она. Повести за собой, раскрывая неизведанный и безграничный мир, увлечь своим примером может Наталья Владимировна. И опять не жалеет ни времени, ни сил для трудолюбивой девочки педагог теперь уже лицея. И отзывается юное сердце на доброту и заботу, возвращает сторицей полученные знания, умножая их. Ученик должен идти дальше учителя, нельзя останавливаться на достигнутом. Того требует неумолимое время. И Люда старалась быть достойной усилий и школьных, и лицейских наставников. Участие в национальной образовательной программе «Интеллектуально - творческий потенциал России» завершилось победой и приглашением в Болгарию.
Олимпиада Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» проходила в Варно и ждала своих участников, угощая не только фруктами, но и преподнося в подарок ласковое море и щедрое солнце. Турнир «Восхождение звезды» собрал ребят из разных стран, но всех объединяла любовь к математике и информатике.
Самым важным стали победы нашей участницы на этом форуме интеллекта и молодости. Люда заняла 1 место в ТРИЗ - турнире «Восхождение звезды». На следующий день получила диплом в номинации «Математика + ТРИЗ». Люда не остановилась на достигнутом и уверенно лидировала в математическом бою. Азарт победителя привел на призовое место в конкурсе «Восхождение на Олимп». Теперь уж в состязании «Робинзонада» не победить было нельзя! И в конкурсе « Трудно быть богом» удача оказалась на стороне Людмилы. Финальная победа в интеллектуальной игре «Квазар» стала почти закономерностью.
Победа ученицы стала общей для педагогов и лицея, и школы. Бессонные ночи подготовки, волнение и надежды позади. А впереди ещё много задач, условия которых составит сама жизнь. Не всегда решение будет верным, и не всегда его можно будет проверить. Но в одном уверена, получая теперь уже высшее образование, Люда: всегда поддержат и во всём помогут её педагоги. И уверенность это основана на знании, любви и проверена временем. И не только Люда, а и любой другой может сказать:
Пред судьбой преклоняю колени,
Быть учителем - это прекрасно
Все пройдет, не изведает тленья
Лишь любовь, над которой не властны
Ни года, ни беда, ни обида
Все до времени скрыто, но верьте,
У учителя только для вида
Разделилось на четверти сердце.
Входит в класс не ценитель покоя,
Не заученных правил хранитель...
Только сердце, пылая любовью,
Может выстрадать званье "учитель".
Как интересно устроена жизнь. Хлебороб увидит результат своего труда осенью, когда соберёт урожай, художник, когда закончит картину, повар, когда накормит вкусным обедом. А педагог должен ждать. А сколько – никто не знает. Оправдаются ли его надежды? Не ошибся ли он? И, как Хирон, будет переживать неудачи и горечи своих воспитанников. Каждый раз, расставаясь, умирать и воскресать в своих новых учениках. А путеводная звезда учителя будет самоотверженно освещать путь питомцам, несмотря ни на что! И как хорошо, что такие звезды складываются в целые созвездия.