Эссе учителя

Миссия учителя

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Приятно идти по еще не утоптанной до грязи дорожке, дышать утренней свежестью уходящей осени… Как я люблю это раннее утро! Какой простор для мыслей, когда смотришь на первые лучики солнца. Множество вопросов, витающих в голове, не дают покоя:
- Как помочь Лене раскрыться?
- Что стоит за агрессивным поведением Димы?
- Почему боится поднять руку Саша?
- Вернулся ли в семью папа у Даши?
И так до бесконечности…
Вспоминаю первые шаги своей педагогической карьеры: меня на первом уроке хватило на двадцать минут. Ученики разговаривали, занимались своими делами. Я не выдержала: «Что, у вас совести нет?» Я тогда не знала, что у них действительно совести нет, ее надо воспитывать! Как знакома эта картина! Как бесценен опыт педагога!
У каждого учителя свой путь. Каждому придется накопить свой опыт. Главное – не навредить детям, пока учишься быть учителем!
Прихожу в школу рано. Люблю это спокойное, тихое время. Первый урок в 5 классе – шумном, разноликом, трудном. Пятиклашки налетают на тебя стайкой воробьев, не дают тебе «расслабиться». А ты уже отвыкла «от маленьких», тихо про себя морщишься после далеких теперь уже «взрослых» разговоров с выпускниками, после «большой» русской литературы, «трудных» заданий, сочинений-размышлений и бесконечных тренировочных тестов.
Смогу ли я научить свой «новый» класс верить в добро, справедливость, оградить их от всего злого и грязного, что есть в нашей жизни? Мне кажется, что это самая главная миссия учителя XXI века. Тем более, что современная школа много требует от учителя: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.
Рабочие будни… Изо дня в день одно и то же… Но в этом одном и том же – дети, которые всегда неожиданны. Дети, на которых направлен и тяжелый труд учителя, и романтический полет. Труд, требующий постоянной работы мысли и немедленного действия.
Что самое главное для меня как учителя?
Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше – тогда ученику будет со мной интересно. Причем истинный интерес к учению возникает не только от увлекательных моих рассказов, а зависит от результата совместной деятельности самих учеников.
Высшее профильное образование и высокий уровень владения преподаваемой дисциплиной – это само собой разумеющиеся вещи для учителя. Но немало важно для преподавателя и умение общаться с детьми, выявляя в каждом личность, способную реализоваться в социуме. Для достижения этой цели образовательный процесс должен быть направлен на действие, так как знания бессмысленны без практического применения. Как сказал Мефистофель Фаусту: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Знания нужны, но только через действие формируется их понимание, а также необходимые для человека навыки, умения, автоматизмы, мировоззрение, увеличивается творческий потенциал.
Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Главное для меня – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость в их деятельности и вселить уверенность в свои силы. Поэтому современное образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки.
Во-вторых, учитель должен уметь прощать и понимать. Это не значит дозволять все. Внешне можно и нужно быть строгим, но в глубине души надо прощать все даже самому «хулиганистому» ученику.
Современному учителю интересно формирование души ребенка. Каждому школьнику даны те или иные обстоятельства жизни: родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию, лидерству и т.д. Только познав сущность ребенка, его душевное состояние, почувствовав его готовность идти на контакт, изучив его возможности и наметив его индивидуальную траекторию обучения и воспитания, учитель имеет право на выполнение своей миссии – вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему в самореализации в мире, который его окружает.
В-третьих, уметь беречь людей. Учеников надо беречь от грубости, злобы, равнодушия, безразличия ко всему, что происходит вокруг.
В-четвертых, считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность.
Душевные крылья, которые возносят учителя над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в нас есть что-то детское, и мы ведем себя иногда почти как дети. Увлеченный учитель – учитель, который получает удовольствие от своего дела и для которого вся школьная жизнь осветлена радостью творчества.
Какая же черта современного учителя должна быть преобладающей? Как ни банально это звучит, на мой взгляд, - это любовь к детям. Не к гипотетическим детям нашего многонационального государства, не к возрастной прослойке «от 10 до 16», а к конкретным детям, конкретной школы № 6, со всеми их недостатками и достоинствами. Учитель должен не «сюсюкать», не жалеть, иногда быть жестким и требовательным, может быть «вредной занудой», но обязательно любить и быть готовым в любой момент прийти на помощь в сложной ситуации. Только в этом случае учитель увидит в глазах детей уважение, прочтет в них осознание, что для Вас, как педагога, просто не существует другой профессии, другого образа жизни.
Таким образом, пытаясь размышлять над миссией учителя, я пришла к выводу: «Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа». Поэтому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на Земле. Идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении…
Я опускаю в своих рассуждениях и размышлениях необходимость материальной базы, о которой должно заботиться государство, а значит – министерство образования, его низшие подразделения, в том числе управление образования города, а также гражданское общество. Современный учитель понимает, что он не вставит ученику свои мозги и не проживет за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, и удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией Учителя. Педагог пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него собеседника.
Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным писателем, кто-то будет отличным отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым и отзывчивым человеком. И очень надеюсь: среди них будут и учителя!
Коллеги говорят, что я живу в другом измерении, потому что успеваю вести огромное количество часов, занимаюсь исследовательской работой с учащимися, участвую в профессиональных конкурсах, готовлю ребят к различным конкурсам и олимпиадам, совмещаю все это с работой в Доме творчества. Наверное, везде успеваю потому, что это моя жизнь, в этом ее смысл.
Завтра новый день. Каким он будет? Какими войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь пытливость в их глазах? Не пропадет ли у них желание удивляться? Все это в моих руках!
Хочу, чтобы мои выпускники нашли свое место в жизни. Буду счастлива и рада, если именно мои уроки, мое общение с ребятами внесли свой вклад в их самоопределение, в выбор будущей профессии, помогли им шагать по жизни. А еще мечтаю, чтобы роль учителя в обществе была неизменно высока, а авторитет – непоколебим.
И снова после последнего сегодня звонка: «До свидания… До свидания… До свидания…» И в который раз «Спасибо за урок» звучит так, как у Булгакова Мастер благодарит Ивана за то, что выслушал: «Спасибо за беседу»!
«Спасибо за беседу» и Вам.