Эссе учителя

Я учитель, а это значит...

Рейтинг
ПлохоОтлично 

Посвящается моим ученикам, которые сделали меня учителем.
Я учитель, а это значит, что я иду в школу учить, воспитывать, спорить, слушать, сомневаться, помогать.
Преподавая немецкий язык, точно знаю, что среди других школьных предметов этот занимает особое место. В сумасшедшем ритме современной жизни у подростков порой нет времени остановиться, подумать о многих важных проявлениях жизни. Бывает, что некогда, а иногда и не с кем поговорить об этом дома. Но 40 минут урока немецкого языка в их распоряжении. Поэтому мой способ взаимодействия участников процесса образования неразрывно связан с преподаваемым предметом.
Значение иностранных языков в нашей стране возрасло настолько, что они интенсивно изучаются и взрослыми, и детьми. Сейчас изучение иностранного языка в первую очередь направлено на достижение практического результата: умение устанавливать, поддерживать контакты с носителями языка, читать зарубежные книги, газеты и журналы, вести переписку с зарубежными друзьями. Я хочу, чтобы на моих уроках был обмен мнениями. По-моему, не бывает правильных и неправильных суждений – бывают разные.
Целью каждого урока, безусловно, является воспитание личности. Человека, умеющего анализировать прочитанное, оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Таким образом, для меня личность – это человек, не боящийся высказывать свое мнение. Как же сделать так, чтобы не боялся?
Во-первых, задумываясь о значении оценки по немецкому языку, часто задаю себе вопрос: «Что оценивать? Внутренний мир? Личное отношение? Субъективный взгляд?» Ни один ребенок, оставаясь наедине с чистой страницей, не застрахован от логических и речевых ошибок. А мы-то снижаем баллы. В итоге – «удовлетворительно». Один раз «удовлетворительно», второй раз, третий. А потом? Так и возникает боязнь ошибиться в своих суждениях, и поэтому читателей становится всё меньше… Без отметок возникает доверчивый диалог. «Спорный вопрос», - скажете вы. Конечно, спорный! Учитель может и должен ставить перед классом и перед собой нерешенные, дискуссионные проблемы, нуждающиеся в исследовании. Весь вопрос в том, какие формы учебного процесса при этом использовать. Очень интересны такие формы уроков как урок-диспут, подготовка и защита творческих проектов, урок-выставка, ученическая конференция, пресс-конференция, урок-исследование, интегрированные театрализованные уроки (например, урок-суд).
Во-вторых, признаемся себе: приятно работать с успешными учениками, радоваться, когда они добывают призовые места на конкурсах, на предметных олимпиадах, приносят славу школе и педагогу. Скажите, а какие ученики встречаются на учительском пути чаще? Ответ предсказуем: в основном те, которым восхождение к знаниям дается нелегко. Я учитель, а это значит, что моя главная цель – сделать каждого ученика успешным. Неуспешный ученик – это перепуганный человек. Перепуганный неудачами в учебе в первую очередь. Кроме этого, в классе всегда есть ребенок, которого недооценивают одноклассники, скромный, застенчивый, неуверенный в себе. Я делаю всё, чтобы ребята взглянули на такого ученика другими глазами, чтобы он сам себя зауважал, делаю всё, чтобы найти в нем ту искорку, которая обязательно есть у каждого.
После уроков я никогда не тороплюсь домой, ведь неформальное общение очень важно. Чем больше общих дел, тем процесс воспитания эффективнее. Вместе мы организуем множество больших и малых мероприятий. Ребята смотрят на учителя другими глазами. Оказывается, их учитель – это ещё и режиссёр. А сколько я узнаю о своих воспитанниках! Бывает, что в классе обычный ребенок, а на сцене его не узнать! И в классе ребята начинают относиться к нему по-другому. Уже ради таких моментов можно работать в школе! «Помоги ребенку поверить в себя», - писал В.А. Сухомлинский. Это и моё искреннее убеждение. Я уверена, что формула «учитель – ученик» это не формула теорем, правил, дат, законов – это постоянное движение навстречу друг другу, это взаимное нравственное обогащение, это наша жизнь во всех её проявлениях.
К сожалению, а может и к счастью, ничего кардинально нового в моих взглядах нет. А есть правила и убеждения, почерпнутые из книг мудрых педагогов: В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, И.Г. Песталоцци, Януша Корчака, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.
Я учитель, а это значит, что я воспринимаю каждого ребенка как совершенно особый и уникальный мир.
Я учитель, а это значит, что я радуюсь успехам ученика, замечаю его малейшие победы.
Я учитель, а это значит, что моё самое большое счастье – входить в свой класс, к своим детям, которых я люблю больше всего на свете, которые ждут меня и рады мне.